Глоссарий. Цель настоящего глоссария – разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению.
Цель настоящего глоссария – разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению.
В санскрите и тамили нет определенной системы ударения, как в русском языке, но имеется система долгих и кратких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, тогда как краткие – никогда. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударения. Точная транслитерация с санскрита невозможна без применения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латинская транслитерация как наиболее распространенная. Она даётся в упрощенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для духовного практика. Показано четкое различие долгих и коротких гласных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточками.
Гласные a, i, u сходны с русскими «а», «и», «у», если не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение этих гласных приблизительно следующее:
а как звук «а» в первых двух слогах слова «хорошо»
и в последнем слоге слова «папа»;
ā как звук «а» в первом слоге слова «папа»;
i как «и» в «институт» (первый слог);
ī как «и» в «близость»;
u как «у» в «бутылка»;
ū как «у» в «буря».
Звуки е (сходный с русским «эй») и о (сходный с русским «о») – всегда долгие.
В латинской транслитерации сочетание «jna», в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук специфический для санскрита. Индийские санскритологи допускают несколько вариантов его произношения, которые приближенно описываются как:
– носовое «ngya» (с «ng», как в английских словах running, walking и т. п.);
– твердое «gya» (соответствующее русскому «гъя»);
– мягкое «nуа», как в слове «Ваня».
Однако, поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana, в русском языке звучит слог «джня», эта традиция удерживается и в русской части настоящего глоссария.
При устном воспроизведении санскритского текста обычно допускается ряд фонетических условностей, приближающих произношение санскритских звуков к родному языку читающего. В нашем случае при произнесении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязательное для русского языка ударение проставляется в согласии с просодикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически верными с позиций санскрита. В частности, при наличии нескольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове (sākshātkāram –сакшаткара), а иначе – на предпоследнем (dhāranā – дха-рана).
А
абхьяса – abhyāsa – усердная духовная практика.
абхьяси – abhyāsi – тот, кто практикует абхьясу (см.).
авастха – avastha – состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).
аватар – avatar – воплощение Бога, обычно Вишну (см.), ради блага мира.
авидья – avidyā – незнание; неведение.
агами карма – āgami karma – новая карма (см.), накопленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).
адвайта – ādvaita – недвойственность; также и философское учение недуализма, адвайта-веданта (см.).
адвайта-веданта – advaita vēdanta – направление Веданты (см.), связанное с учением недуализма.
адвайтин – advaitin – последователь философии адвайта-веданты (см.).
аджапа – ajapa – безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога.
аджата вада – ajātavāda – теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17).
аджняна – ajnāna – незнание, противоположность джняны (см.).
аджняни – ajnāni – человек, не осознавший Себя, Атман (см.).
Ади Шанкарачарья – Adi Shankarācharya – букв.: «первый наставник Шанкара», ибо слово «Шанкарачарья.» издавна употребляется как титул главы каждого религиозного ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой (см.).
адхиштхана – adhishthāna – субстрат, подпочва всего существования.
анананда – anananda – букв.: «не-Ананда (см.)», то есть не Блаженство.
Ананда – ānanda – Блаженство.
ананья шаранагати – ananya sharanāgati – полная и совершенная отдача себя Богу.
анья – аnуа – различие.
акаша – ākāsha – эфир, тончайший из пяти великих элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), фигурирующих в философии индуизма.
Апарокша анубхути – «Незаочное постижение», произведение, посвященное Само-реализации, приписываемое Шри Шанкарачарье*.
Арджуна – ученик Кришны, чьи наставления содержит Бхагавадгита (см.).
артха вада – artha vāda – вспомогательные, дополнительные аргументы или теории.
арул** – arul – Милость.
Аруначала*** – Arunāchala – священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрослую жизнь.
асана – āsana – поза или место (см. введение к гл. 13).
асат – asat – букв.: «не-Сат (см.)»; нереальное, непостоянное, несуществующее, то есть отличающееся от Бытия.
Атма-вичара – ātma vichāra – само-исследование.
Атма-сварупа – ātma swarūpa – истинная природа Атмана (см.).
Атман, или Атма – ātman; ātma – чистое Я, без малейших примесей эго, истинная природа человека, его истинное Я, выражаемое чувством «Я есмь»; Абсолют, высочайшее Быгие, конечная Реальность, Брахман (см.).
Атман вешана – ātman vēshana – само-исследование; синоним Атма-вичары.
Атма-ништха – ātma nishtha – человек, утвердившийся в Атмане (пусть еще и с усилием).
Ахам – aham – принимает различные значения в зависимости от контекста: Я (истинное переживание Атмана); «я» (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное неправильным отождествлением Атмана, Себя, с телом).
ахам-вритти – aham-vritti – первое вритти (см.), или движение ума: чувство индивидуальности, «я»-мысль.
ахамкара – ahamkāra – букв.: «создающая „я”»; способность, обычно называемая «эго», вызывающая отождествление истинного Я, Атмана, с иллюзорным «я»; чувство личности.
ахам спхурана – aham sphurana – лучезарность, или пульсация, «Я», не привязанного к какому-либо объекту.
ахетука бхакти – ahētuka bhakti – чистая, бескорыстная преданность.
ахимса – ahimsā – ненасилие, непричинение вреда.
ачит – achit – букв.: «не-Чит (см.)», то есть отличающееся от Сознания.
ашрам – ashram – обитель Мудреца или аскета.
ашрамы – ashramas – четыре традиционные стадии жизни индуиста: целомудренный ученик (брахмачарья), женитьба и семья (грихастха), лесной отшельник (ванапрастха), полное отречение от мира, странствующий монах (санньяса); см. введение к гл. 12.
аюрведа – aurvēda – система традиционной индусской медицины.
Б
баддха – baddha – букв, «пребывающий в рабстве», человек, который не реализовал Себя, Атман.
бандха – bandha – рабство (привязанность к кругообороту рождения и смерти), противоположность Освобождению.
Блаватская Е. П. – выдающаяся русская подвижница, писательница, путешественница (1831 – 1891), основоположник теософического движения.
Брахма – Brahmā – индуистский бог, творящий вселенную; одно из трех главных божеств индуизма.
Брахма-джняна – Brahmajnāna – Знание Брахмана (см.), Само-реализация, или реализация Атмана (см.).
Брахман – Brahman – безличный Абсолют в индуизме.
Брахма-сварупа – Brahma-swarūpa – подлинная, истинная природа Брахмана (синоним термина «Атман»).
брахмачари – brahmachāri – букв.: «пребывающий в Брахмане». Обычно используется для характеристики человека, соблюдающего обет целомудрия.
буддхи – buddhi – интуиция, интеллект.
бхава – bhāva – отношение и особенно в духовном смысле: отношение к Богу как другу, хозяину, возлюбленному, отцу и т. д.
бхавана – bhāvana – представление или отношение и особенно духовное – к Богу и садхане (см.).
Бхагавадгита – Bhagavad Gita – часть Махабхараты (см.), в которой Кришна (см.), воплощение Вишну (см.), дает наставления Арджуне (см.). Почитается всеми индуистами как текст, содержащий сущность индуизма.
Бхагаван – Bhagavan – букв.: «Господь». Часто употребляется как титул того, кто признан достигшим Само-реализации.
бхаджан – bhajan – религиозное пение или песня.
бхакта – bhakta – преданный.
бхакти – bhakti – преданность.
бхеда бхава – bhēda bhāva – чувство различия.
В
вада – vāda – теория.
вайрагья – vairāgya – бесстрастие, непривязанность, отсутствие привязанностей и желаний.
Вайкунтха – Vaikuntha – небо Вишну (см.).
васана – vāsana – внутренняя склонность.
васана-кшайя – vāsana kshaya – разрушение всех васан.
Bаcmy – Vastu – конечная, основная субстанция, Реальность.
Веданта – Vēdānta – философия, базирующаяся на текстах Упанишад (см.).
Веда, Веды – Vēda – названия собраний священных Писаний XX в. до н. э. – V в. до н. э., являющихся окончательным авторитетом для большинства индуистов.
Веллор – Vellor – город, лежащий в 90 км севернее Шри Раманашрама.
Вивекачудамани – Vivēkachudāmani – адвайтическая работа, приписываемая Шанкаре (см.). Большинство современных ученых считают, что она написана не ранее чем через 200 лет после его смерти.
видеха мукти – vidēha mukti – Освобождение во время смерти.
виджняна-майя-коша – vijnāna māya kōsha – тонкое тело знания.
видья – vidyā – знание.
Видьяранья – Vidyāranya – автор Панчадаси, адвайтической работы, относящейся к XIV в.
викальпа – vikalpa – букв.: «различие».
вичара – vichāra – само-исследование.
вишайя-васана – vishaya vasana – склонность к объектам, то есть не к Атману (см.).
Вишну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире.
вритти – vritti – видоизменение (обычно – видоизменение ума).
Вриндаван, или Бриндаван – Vrindavan, Brindavan – место в Северной Индии, где некогда провел детство Шри Кришна.
Г
Ганапати – Ganapati – бог индуизма, сын Шивы (см.), имеющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия.
Ганеша – Ganēsha – см. Ганапати.
Гаудапада – Gaudapāda – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.), ранний представитель аджата вады (см.) и автор известного комментария (см. карика) на Мандукья Упанишаду (см.).
Гаятри – Gāyatri – наиболее известная ведическая мантра (см.): «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём».
Гита – Gita – см. Бхагавадгита.
гопурам – gōpuram – башня индуистского храма в Южной Индии.
гуна, гуны – guna – три качества всего проявленного – саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.); см. также введение к гл. 12.
Гуру – Guru – духовный Учитель. С точки зрения Шри Раманы настоящий Учитель должен быть способен довести ученика до Освобождения.
Д
Дакшинамурти – Dakshināmūrti – Шива (см.) в облике юноши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учеников посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруначалой (см.) и Шри Раманой.
Даттатрея – Dattātrēya – знаменитый Мудрец, классический пример адвайтина (см.), чье имя упоминается в нескольких Пуранах (см.); ему приписывается авторство адвайтического сочинения Авадхута Гита.
двайта – dvaita – двойственность.
двайтатита – лежащее за пределами двойственности, то есть адвайта.
деха – dēha – тело.
дехатма буддхи – dēhātma buddhi – представление «Я есть тело».
джаграт – jagrat – первая авастха (см.), или состояние бодрствования.
Джада Бхарата – Jada Bharata – царский мудрец, переродившийся в оленя из-за того, что подумал о своем любимом олене перед смертью. Получив таким образом урок цены привязанности к миру, в следующей жизни он родился человеком и достиг Само-реализации.
Джанака – Janaka – знаменитый индийский царь и джняни (см.), образец карма-йогина (см.), собеседник Мудреца Яджнявалкьи в Брихадараньяка Упанишаде (VIII – VII вв. до н. э.); о его Само-реализации говорится в Аштавакра Гите.
джапа – japa – букв : «бормотание»; обычно означает повторение имени Бога (см. нама-джапа). Гуру или мантры (см.).
джива – jiva – индивидуальная душа (воплощается снова и снова до Освобождения).
дживанмукта – jivanmukta – человек, достигший Освобождения еще при жизни в теле, например Шри Рамана Махарши.
дживанмукти – jivanmukti – Освобождение еще при жизни в теле; синоним садеха муктпи (см.).
джняна – jnana – Знание Себя, Атмана (см.); см. введение к гл. 1.
джняна дришпги – jnāna drishti – «глаз» Мудрости, или видение Знания (способность воспринимать всё как Брахмана или Атмана).
джняна мата – jnāna māta – букв.: «Мать джняны» (см.), то есть бхакти, преданность.
джняна сиддха – jnāna siddha – букв.: «неизменно пребывающий в джняне», то есть джняни (см.).
джняни – jnāni – человек, осознавший Себя, Атман.
дикша – diksha – посвящение.
дришти-сришти-вада – drishti srishti vāda – теория одновременного творения в ад в айта-веданте (см.), согласно которой мир начинает существовать одновременно с видящим его (см. введение к гл. 17).
дхарана – dhāranā – концентрация ума.
дхьяна – dhyāna – медитация.
И
Ишвара – Iswara – высочайший личный Бог индуизма.
Й
йога – yoga – соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа-йоги, изложенный Патанджали (см.) в Йога-сутрах (см.).
Йога-Васиштха – Yōga Vasishtha – адвайтический текст, приписываемый Вальмике, в котором Мудрец Васиштха отвечает на вопросы Рамы, воплощения Вишну.
йога-нидра – yoga nidra – продолжительное состояние транса, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно принимаемое за самадхи (см.).
Йога-сутра, Йога-сутры – Yoga Sutra – собрание кратких изречений по йоге; основополагающий текст по раджа-йоге, написанный Мудрецом Патанджали.
Йога-шастра – Yōga Sāstra – Писание йоги (имеется много йога-шастр о различных методах йоги).
К
кайвалья – kaivalya – состояние Единства.
Кайвалья – Kaivalya – сокращенное название тамильской работы Кайвалья Наванита, посвященной адвайте.
Кайласа – Kailāsa – священная гора в Гималаях, традиционное местопребывание Шивы.
карана – kārika – комментарий (см. «Гаудапада»).
карма – karma – имеются три главные значения:
1) действие;
2) последствия действий;
3) судьба и три главные части:
1) санчита;
2) прарабдха;
3) азами (см.); см. введение к гл. 21.
карма-йога – karma yōga – Путь бесстрастного, незаинтересованного, без привязанности, действия.
карма-йогин – karma yōgin – последователь пути карма-йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой-либо привязанностью.
карма марга – путь карма-йоги (см.).
карта – kartā – деятель, действующий; делатель.
картритва – kartritva – деятельность; делание.
Каурава – Kaurava – семейный клан главных противников рода Пандавов, чья борьба описывается в Махабхарате; Арджуна принадлежал к Пандавам и с помощью Кришны истребил Кауравов.
кевала – kēvala – Единство.
кохам – kōham – вопрос «Кто я?»
крама сришти – krama srishti – постепенное творение; см. сришти-дришти-вада.
Кришна – Krishna – воплощение (аватар) Вишну.
«Кто я?» – одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, основанная на некоторых ответах, которые он дал в 1901 г.
кундалини – kundalini – духовная сила, спящая в основании спины, в первой из чакр (см.).
кундалини-йога – kundalini yoga – практика пробуждения кундалини (см.) и ее подъема по сушумне (см.) до сахасрары (см.) с целью достижения Реализации. Три Рамана говорил (см. с. 204), что этого еще не достаточно для достижения Освобождения.
кундалини шакти – kundalini shakti – сила кундалини (см.).
Куртраллам – Kurtrallam – городок в Южной Индии.
Л
лайя – laya – букв.: «растворение», но Шри Рамана использует этот термин для указания на трансоподобное состояние временного бездействия ума; см. манолайя.
лакх – lakh – 100 000.
лила – lila – Божественная Игра.
М
майя – māya – иллюзия.
малаялам – Malayālam – один из местных языков Южной Индии.
манана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути Знания: глубокое размышление над Истиной.
манас – manas – ум; мыслящий ум; часто используется, однако, чтобы указать на цельное внутреннее бытие личности – эмоции, мысли, интуицию и т. д., то есть читту (см.).
Мандукья Упанишада – Mandukyōpanishad – одна из главных упанишад.
манолайя – manōlaya – временное спокойствие ума, часто, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самадхи (см.).
манонаша – manōnāsha – угасание ума, его окончательное уничтожение.
мантра – mantra – священные слова (или слово), успокаивающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для повторения – мантра-джапы; см. введение к гл. 8.
мауна – mouna – Тишина; Молчание.
мауна дйкша – mouna diksha – посвящение Молчанием, без слов – высочайший способ посвящения.
Махабхарата – Mahā-bhārata – «Великое (сказание) о Бхаратах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э.
махавакья – mahāvākyā – букв.: «великое высказывание». Имеются четыре ключевых цитаты, по одной из каждой Веды, провозглашающие истину Брахмана:
1) Праджняна Брахма «Праджняна (Сознание) есть Брахман».
2) Ахам Брахмасми «Я есмь Брахман»;
3) Тат Твам Аси «ТО ты еси»;
4) Айям Атма Брахма «Этот Атман есмь Брахман».
Маха Йога – Mahā Yōga – букв.: «Великая йога»; книга, посвященная Учению Шри Раманы (см. библиографический список).
махатма – mahātmā – Великая душа, великий человек или святой.
мокша – mōksha – Освобождение.
мрита манас – mrita manas – букв., «мертвый ум», то есть умерший для внешнего, обращенный к своему Источнику.
мукта – mukta – Освобожденный.
мукти – mukti – Освобождение.
мурти дхьяна – murti dhyāna – почитание формы Бога или медитация на ней.
Н
нади – nādi – тонкий, или психический, нерв.
нама-джапа – nama japa – повторение имени Бога как духовная практика.
нивритти – nivritti – прекращение вритти (см.) внутри читты, (см.).
нидидхьясана – nididhyāsana – третья и последняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само-реализации переходит в прямое, без усилий, переживание Атмана.
нираса – nirasa – состояние отсутствия чувств, желаний; синоним вайрагьи (см.).
нирвикальпа – nirvikalpa – отсутствие различий.
нирвикальпа самадхи – nirvikalpa samādhi – самадхи (см.), в котором различия не воспринимаются (см. введение к гл. 14).
нишкама карма – nishkāma karma – незаинтересованное, бескорыстное действие, цель карма-йоги (см.).
нитья карма – nitya karma – ежедневные ритуалы, предписанные правоверному индуисту.
нэти-нэти – nēti-nēti – букв.: «не это, не это»; духовная практика, в которой отвергается всё, относящееся к не-Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только Атман (см.).
П
паква – pakva – развитие души.
пакви – развитая, зрелая душа.
Панчадаси – Panchadasi – сочинение по адвайта-веданте, датируемое XIV в.
папа – pāpa – грех, или плохие последствия скверных действий, см. пунья.
Парабрахман – Parabrahman – Высочайший Брахман.
Патанджали – Patanjali – автор Йога-сутр – наиболее авторитетной работы по раджа-йоге.
писача – pisachā – демон, злой дух.
праджняна – prajnāna – полное, или совершенное, Сознание.
прамада – pramāda – букв.: «невнимательность»; забывчивость истинной природы человека, Атмана (см.).
прана – рrānа – жизненная энергия, поддерживающая и вселенную, и тело.
пранава – prānava – священный звук ОМ.
прарабдха – prārabdha – та часть общей кармы (см.), накопленной человеком, которую ему суждено пережить в нынешней жизни; она включает три вида действий:
1) ичха – ради собственных желаний;
2) аничха – выполняемые без желания;
3) паречха – действия, вызванные желаниями других.
пратьякша – pratyaksha – непосредственное знание; прямое переживание.
према – рrēmа – духовная Любовь.
пуджа – pūja – ритуальное почитание.
пунья – punya – заслуги, накопленные добрыми делами; см. папа.
Пурана, Пураны – purāna – букв.: «сказание древних времен». Традиция насчитывает 18 основных сборников.
пурва самскара – pūrva samskāra – наклонность, скрытое стремление.
пурна – pūrna – полный; совершенный.
пурушакара – purushakāra – человеческое усилие (в отличие от Божественной Милости).
Пуруша Сукта – Purusha Sukta – гимн из Ригведы (10.90); Ригведа – древнейшее священное Писание индуизма.
Р
раджа-йога – Rāja Yōga – букв.: «царственная йога»; система йоги, сформулированная Патанджали.
раджас – rajas – гуна (см.), или качество, активности.
Рамакришна – Rāmakrishna – великий бенгальский святой (1836 – 1886), доказавший на опыте истинность и единство всех мировых религий.
Рибху Гита – Ribhu Gita – адвайтический текст, который Шри Рамана очень ценил.
Ромен Роллан – известный французский писатель, гуманист (1866 – 1944). Написал ряд произведений, посвященных духовной жизни Индии: биографии Рамакришны (см.), Вивекананды, Махатмы Ганди.
С
савикальпа – savikalpa – букв.: «с различиями».
савикальпа самадхи – savikalpa samādhi – Шри Рамана использовал этот термин для обозначения уровня самадхи (см.), который поддерживается постоянным усилием (см. введение к гл. 14).
Садгуру, или Cam Гуру – Sadguru, Sat Guru – Истинный Гуру, то есть Гуру, который может даровать Освобождение (первый термин происходит от слов Cam и Гуру).
садеха мукти – sadeha mukti – Освобождение еще при жизни в теле.
садхак, или садхака – sadhak, sadhaka – духовный практик.
садхана – sadhana – буквально переводится как «средства», но в более общем смысле означает «духовная практика».
Садхана Панчакам – Sādhana Panchakam – произведение, приписываемое Шанкаре, содержащее советы духовным искателям.
садху – sādhu – выдающийся человек или духовный искатель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто использовал этот термин как титул человека, осознавшего Себя, Атман.
самадхи – samādhi – Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана (см. введение к гл. 14).
самвит – samvit – местопребывание Сознания в физическом теле.
самсара – samsara – круговорот рождений и смертей, прерывающийся только с достижением Освобождения.
самскара, самскары – samskāra – врожденная склонность ума.
сакшаткара – sākshātkāram – непосредственное осознание, Само-реализация.
санкальпа – sankalpa – желание, намерение.
санчита карма – sanchita karma – карма (см.), накопленная в предшествующих жизнях, часть которой – прарабдха (см.) – будет отработана в данном воплощении.
Cam – Sat – Бытие, Истина, Реальность, Постоянство.
cam карма – sat karma – хорошая, чистая карма.
Сат-Чит-Ананда – sat-chit-ānanda – Бытие-Сознание-Блаженство.
сат-санг – sat sanga – букв.: «пребывание в Бытии»; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.
саттва – sattva – качество чистоты, гармонии (см. гуна).
саттвический – sāttvic – чистый, гармоничный, связанный с саттвой (см. введение к гл. 12).
сахаджа – sahaja – естественное (ый).
сахаджа стхити – sahaja sthiti – естественное состояние бытия.
caxacpаpa – sahasrāra – «тысячелепестковый лотос», высшая из чакр (см.), расположенная над головой.
свапна – svapna – вторая авастха, или состояние сна со сновидениями.
сварга – svarga – духовные небеса в индуизме.
сварупа – swarūpa – истинная форма, или природа; часто употребляется как синоним Атмана.
сварупа-смарана – swarūpa-smarana – воспоминание, память об истинной природе человека, Атмане.
Сварупананда – Swarūpānanda – тамильский Гуру семнадцатого столетия.
сиддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобождения.
сиддхи – сверхобычная сила или силы (по контексту).
сохам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман)».
сришти-дришти-вада – srishti drishti vāda – теория постепенного творения (см. введение к гл. 17).
сушумна – sushumna – психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13).
сушупти – sushupti – третья авастха, или состояние сна без сновидений (глубокий сон).
Т
тамас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна).
тамили – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы.
танха – tanhā – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению.
тапас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой самоотречения, контроля физического тела, ума и воздержания.
Таттварайя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на тамйли.
Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Блаватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке сил и содействия распространению вселенского братства.
Тируваннамалай – Tiruvannamalai – город, лежащий у подножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Раманашрама – около трех километров.
турия – turiya – четвертая авастха, или состояние сознания, которое содержит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана.
туриятита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое».
У
уллам* – ullam – духовное Сердце, или Атман.
упадеша – upadesha – наставление.
Упадеша Сарам – Upadēsha Sāram – поэма, содержащая тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскрите.
Упанишады. – Upanishads – завершающие части Вед (см.), наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.
упасана – upasana – медитация.
Х
хатха-йога – hatha yōga – система физических практик, направленная на поддержание здоровья тела и продление его жизни.
Хридаям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духовное Сердце (не чакра), местопребывание Атмана в физическом теле.
хрит-гуха – hrit guha – пещера духовного Сердца.
Ч
чайтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от слова Чит (см.)].
чакра, чакры – chakra – психический центр в теле (см. введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр.
Чит – chit – Сознание.
чит-джада-грантхи – chit jada granthi – узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.
читта – chitta – психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, ментального, интеллекта). При Само-реализации видоизменения читты (см. вритти) прекращаются окончательно.
читта вритти ниродха – chitta vritti nirōdha – прекращение активностей, или движений, читты (см.).
Ш
шакти – shakti – сила.
Шанкара – великий религиозный реформатор и философ VIII в. [также называемый и Шанкарачарья, то есть Учитель Шанкара (см. «Ади Шанкарачарья»)]. Первый популяризатор учения адвайта-веданты.
шанти – shānti – мир, спокойствие.
шаранагати – sharanāgati – отдача себя Богу.
шастра, шастры – shāstra – Писание.
Шива – Shiva – одно из трех главных божеств индуизма и воплощение Абсолюта. Шри Рамана также использовал это слово как синоним для Атмана.
Ширди Сай Баба – Shirdi Sai Bāba – великий, эксцентричный и обаятельный духовный Учитель, широко известный благодаря своим сверхобычным силам. Умер в 1918г.
шлока – shlōka – стих или часть стиха в священных текстах, написанных на санскрите.
шравана – shravana – первая стадия садханы (см.) на пути Знания: слушание Истины от Учителя.
Шри, Шримад – Shri, Shrimad – почетная форма обращения.
Шри Ауробиндо – Shri Aurobindo – Мудрец из Западной Бенгалии (1872 – 1950). Большую часть жизни писал и учил в своем ашраме в Пондишерри, в 90 км к востоку от Шри Раманашрама.
Шри, или Шримад, Бхагаватам – Shri Bhagavatam – произведение, входящее в состав Пуран (см.), описывающее в основном жизнь и наставления Кришны.
Шри Раманашрам – Shri Ramanashramam – ашрам, выросший вокруг Шри Раманы (по-тамильски – Шри Раманасрамам).
Шри Чайтанья – Shri Chaitanya – индуистский святой XVI в., известный своей преданностью Кришне.
шрути – shruti – букв.: «услышанное». Писания, полученные непосредственно от Бога или Гуру, а потому – наиболее авторитетные; монотонность, присутствующая во всей классической индийской музыке и лежащая в основе различных мелодий.
шуддха-саттва – shuddha-sattva – неоскверненная Чистота.
шуддха-саттва-сварупа – shuddha-sattva-swarūpa – форма первоначальной Чистоты.
шунья – shūnya – «абсолютная пустота», синоним Брахмана.
Ю
югапат-сришти – yugapat srishti – одновременное творение; см. дришти-сришти-вада.
Я
Яма – Yama – бог смерти в индуизме.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1287;