ЕЩЕ ПРИМЕР, К СОЖАЛЕНИЮ, ТОЖЕ ПОЧТИ КЛАССИЧЕСКИЙ
Я ехал в поезде и по внутренней связи в пять часов утра объявили, что в такой-то вагон требуется доктор. Когда я пришел, то обнаружил женщину с тяжелым сердечным приступом и полное отсутствие медикаментов в поездной аптечке. Из беседы выяснилось, что шесть лет назад женщина перенесла инфаркт. Сейчас ситуация повторялась. Дальше состоялся следующий разговор:
-Скажите, у вас случались какие-нибудь неприятности в последнее время?
-Да, невестка меня очень сильно обидела.
-Вы можете пережить печаль по этому поводу?
После этих моих слов началась удивительная борьба. Женщина давала волю своей печали, ее лицо становилось живым и мягким, ее сердце отпускало, но она как бы спохватывалась и вновь превращалось в живой камень.
- Нет, — сказала она, — я приеду домой и расплачусь. Здесь я не могу.
-Но вам же больно, а когда вы печалитесь, становиться легче.
-Я не хочу прощать свою невестку.
И это удивительные слова. Печаль действительно приносит ощущение прощения. Если она расплачется, то ее сердце смягчится и она не будет . держать зла на свою невестку. Похоже, эта женщина в режиме полной ответственности могла бы сказать: «Я убиваю себя, чтобы сделать другим больно». Но где-то на дне ее больного сердца лежит все та же потребность в любви и признании. Только как до нее докопаться?
Мне не удалось. Поезд остановился на какой-то станции, прибежал местный фельдшер с аптечкой. Я сделал уколы. В городе Донецке ее забрала «скорая».
Да, мои методы и знания хороши, но часто бесполезны. Если нет готовности со стороны клиента — терапевту ничего не удастся сделать. Он может только поранить и себя, и своего клиента.
Но вернемся к технике. Терапевт может предположить какое-то развитие импульса и попросить его осуществить. Можно предложить клиенту выразить завершение импульса движениями тела, или звуками, или метафорой. Важно, что бы клиент мог осознать, о чем его движения, или звуки, или метафора.
2. Иногда чтобы не сталкивать в клиенте два импульса, бывает полезно их рассортировать. Например, попросить выразить один из импульсов во внешний мир. Если что-то давит — попросить также подавить какой-нибудь предмет, или перевести это давление в слова. Обычно все больные идентифицируются с той своей частью, которую считают жертвой. О том, что диктаторская
их ипостась находится внутри, а не снаружи, люди обычно не подозревают. Когда клиент начинает вести себя, как своя болезнь, он начинает осознавать и присваивать себе потребности и своей «злой» стороны. Эта работа похожа на работу с пустым стулом, только выполняется более ассоциировано.
Обычно я предупреждаю своих студентов: «Если вам встретился очень слабый и забитый человек — ждите кузнеца». То есть рано или поздно вы встретись с его злой и сильной полярностью, о которой такие люди даже не догадываются. Они кажутся себе мягкими и пушистыми.
С другой стороны, в любом сильном и свирепом дядьке, где-то в глубине души скрывается маленький забитый мальчик. Поскольку люди умеют свою свирепость обращать не только на других, но с ничуть не меньшей силой на самих себя. Мир вполне справедливо устроен.
3. И наконец есть способ для самых ленивых. Все можно сделать за клиента. Если работаете с группой, то можно попросить кого-нибудь из участников группы сыграть оба импульса. Или все можно сделать самому, за клиента.
Не знаю, присвоит ли он себе что-нибудь, но для психотерапевта такая тренировка наверняка полезна.
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 759;