БЫЛО ВРЕМЯ, И ЦЕНЫ СНИЖАЛИ!
Рассмотрим хотя бы некоторые изменения ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ, которые происходили ЗА СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ, и связанные с ними СЛЕДСТВИЯ.
До "хрущевской оттепели", в "эпоху сталинизма", в нашей экономике действовал интересный и очень эффективный механизм – КОНТРОЛЬ И ПООЩРЕНИЕ ЗА СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. В сочетании с другими, он и обеспечивал знаменитые ЕЖЕГОДНЫЕ СНИЖЕНИЯ ЦЕН.
Как это было устроено? Рассмотрим схему (10). В начале года на все базовые товары, в соответствии с достигнутой себестоимостью, устанавливалась твердая, неизменная на этот год цена. А за снижение себестоимости продукции платили премии и хорошие! И, обратите внимание! Их было из чего платить, потому что в течение года производство совершенствовалось, а если при неизменной цене себестоимость падает, то ПРИБЫЛЬ РАСТЕТ! Из нее и происходили премирования (так называемая “прогрессивка”). Естественно, что к концу года себестоимость товаров значительно снижалась, а ПРИБЫЛЬ вырастала! Думать о производстве было выгодно.
Теперь далее. В конце года подводились итоги. Тех, у кого себестоимость снижалась более, чем у других, дополнительно поощряли (плюс к тому, что они получали премии в течение года)! Народнохозяйственный же эффект, достигнутый производством, в виде снижения цен передавался людям, ВСЕМУ народу страны. Самоцелью ПРИБЫЛЬ не была. Более того, в конце года ПРИБЫЛЬ сознательно и планово "резалась".
Делалось это так. К новой (уменьшившейся!) себестоимости добавляли НОРМУ ПРИБЫЛИ, допустим, 20% (в разных областях производства и по разным годам цифры были разными, в зависимости от условий и целей регулирования) и получали новые ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ УМЕНЬШИВШИЕСЯ ЦЕНЫ, которые действовали до следующего года. Понижение цен ежегодно выполнялось, и список таких сниженных цен публиковался. Про эти события Высоцкий пел: "Было время, и цены снижали...".
Хорошо это или плохо? Судите сами. Под контролем была и СЕБЕСТОИМОСТЬ, и ЦЕНА, да и ПРИБЫЛЬ все время была под контролем и не могла иметь какую-то уж очень большую величину. И это очень хорошо со многих сторон. Рассмотрим хотя бы некоторые.
Во-первых, это очень хорошо для предприятия, так как небольшая нормативная ПРИБЫЛЬ несильно увеличивала цену на продукцию, и продукция по этой причине была доступна всем, находила простой сбыт, а это обеспечивало предприятию столь необходимый и ровный приток финансовых средств.
Во-вторых, такой механизм формирования ЦЕНЫ и ПРИБЫЛИ существовал на всех предприятиях, и ни одно предприятие не могло поставить себя в положение "монополиста" и начать диктовать ПОВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ, получать незаработанную ПРИБЫЛЬ, ПРИБЫЛЬ за счет ограбления другого. Или по-другому, ПРИБЫЛЬ БЕЗ СНИЖЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ.
Чем страшно ограбление другого? Не тем, что кто-то, за чей-то счет "даром проехал". Не только и не столько в этом плохое. Гораздо хуже то, что "пляска цен", которая в таких случаях всегда возникает, вносит недопустимую дисгармонию в производство и потребление, и эта дисгармония в лучшем случае грозит анархией производства, а то и полной его остановкой.
Не было в то время и "уравниловки", о которой сейчас так много и вдохновенно лгут. Подобие “уравниловки” появилось много позже и заключалось оно не в том, что “все получали одинаково”. Такого совсем не было, академик и уборщица всегда имели разную зарплату. Дело было в другом.
Когда набрали силу РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ, то вот тогда и появилась возможность тунеядствующим элементам, находящимся в одной специальности и в одной должности, практически не работая, получать столько же, сколько получал увлеченно и результативно работающий человек.
И ЭТО СЛЕДСТВИЕ РАЗРУШИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ, КОГДА в производственный процесс подключился «третий лишний», и ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ «нового времени» ДАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ “ТРЕТЬЕМУ ЛИШНЕМУ” ЖИТЬ, ПОЧТИ НЕ РАБОТАЯ, ФАКТИЧЕСКИ ПРИСВАИВАЯ ЧУЖИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА. ЭТОТ ПРОЦЕСС ДЛЯ МАСКИРОВКИ НАЗВАЛИ, да и СЕЙЧАС НАЗЫВАЮТ “УРАВНИЛОВКОЙ”.
Какая же это уравниловка, если один работает, а другой, почти не работая, жрет? Помните, как это было показано в одном из фильмов Гайдая: «Кто не работает, тот ест! Учись, студент!» Это процесс не «уравниловки». Это процесс присвоения чужого труда. Но это было “потом”.
В то время, которое мы разбираем, если предприятие в течение года снижало себестоимость, применяя прогрессивные методы труда, технические достижения, то в течение года ПРИБЫЛЬ за счет этого росла! И в таких условиях хорошо работавшее предприятие имело и лучшие финансовые условия. И эти лучшие условия были ЗАРАБОТАННЫМИ, так как получались за счет улучшения производства. Какая же и здесь “уравниловка”?
В-третьих, ежегодное приведение ПРИБЫЛИ в нормативное соответствие с вновь сложившейся себестоимостью имело еще одно "профилактическое" следствие, всю важность которого еще предстоит оценить, особенно на фоне того, что произошло с нами и нашей страной.
Ведь смотрите, что получается, если ПРИБЫЛЬ бесконтрольно растет! Естественно, что в этом случае лезут вверх ЦЕНЫ, нарушая все производственные связи. Многие товары становятся из-за высоких ЦЕН недоступными, и появляется столь опасное для производства несоответствие между потребностями и предъявляемым спросом.
Кстати, ПОТРЕБНОСТЬ И СПРОС – это далеко не одно и то же. Но о потребностях и спросе есть смысл поговорить отдельно. Здесь же пока только отметим, что между ними есть разница, и она заключается в том, что потребности – это то, что человеку действительно нужно, крайне необходимо. А спрос – это всегда "денежный спрос", это то, за что человек на самом деле может заплатить. Если человеку заплатить нечем, то по " экономическим" понятиям такой человек "спроса не предъявляет". Другими словами, без денег в магазин не пойдешь. И хотя товар и есть, и нужен, а вот спроса на него нет. Это как сейчас. В магазинах народу негусто, залеживаются очень нужные людям товары и продукты. Но очередей нет. У людей нет денег, и они "спрос не предъявляют", хотя для удовлетворения потребностей некоторые люди вынуждены рыться на свалках и в мусорных ящиках.
Кроме того, высокая ПРИБЫЛЬ всегда привлекает. Ее не прочь прибрать в этом случае и казнокрад на предприятии, и государственный чиновник не прочь изъять высоким налогом, да и рэкетир возрождается к жизни, претендуя на свою долю, только в условиях, когда существует высокая и плохо контролируемая ПРИБЫЛЬ.
Совсем другое дело, если в государстве действует МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ.
В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЕСЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЭФФЕКТ, ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ПЕРЕДАЕТСЯ ЕГО ТВОРЦУ – НАСЕЛЕНИЮ В ВИДЕ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ. И, ЗАМЕТИМ, НИЗКУЮ ЦЕНУ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЫСОКОЙ ПРИБЫЛИ, НЕВОЗМОЖНО УКРАСТЬ – ОНА КАЖДОГО, ПЕРСОНАЛЬНО, ВСТРЕЧАЕТ НА ПРИЛАВКЕ.
Проследим, как это все работает в жизни. Вышел человек на пенсию. Уже не работает сам, но остались на производстве те усовершенствования, которые он в свое время сделал. Он-то отдыхает, но продолжают работать его мысли, воплощенные в каких-то узлах и устройствах, снижая цены. Смотришь, и через какое-то время его, не растущая в величине рублей пенсия, по покупательной способности вырастает, потому что снижаются цены. По этому же принципу растет и стипендия у студента, и оклады "работников бюджетной сферы". Растет по этому же самому механизму и величина пособий, и вкладов на сберкнижках и т.д.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 841;