Оформление стихотворного текста
Оформление стихотворного текста
• флаговое построение. Все строки и части строк распола-
Гаются от одной вертикали независимо от их длинны.
• смешанное построение, где встречаются и флаговый и
Ступенчатый варианты.
Стихотворные тексты иногда подразделяются автором на
Строфы — группы строк, объединенные и ритмически, и по
Содержанию. В наборе строфы отделяются друг от друга про-
Белами в пределах 1–2 строк кегля основного шрифта.
При выборе формата издания и формата полосы набора
Для стихотворного текста приходится учитывать не только
Те факторы, которые влияют на выбор формата для любого
Прозаического издания, но и особенности построения стихов
И главным образом длину стихотворных строк.
Учитывая специфику чтения стихов и заполнения ими
Полос набора, для стихотворных изданий обычно применяют
Форматы небольшого размера и чаще удлиненных пропорций:
70×108/64, 84×108/64. Основное требование, которому долж-
Ны отвечать формат издания и формат полосы набора поэти-
Ческого произведения, — возможность размещения стихотвор-
Ных строк без переносов или с наименьшим их числом.
На выбор формата может влиять также длина стихов и тип
Верстки. Например, если в издании много коротких стихов и
Начинаются они каждый раз с новой полосы, то следует взять
Формат меньший по высоте, чем в том случае, когда стихи
Длинные или когда размещаются они вподверстку.
В большинстве случаев целесообразно устанавливать ши-
Рину формата набора исходя из самых длинных строк сти-
Хотворного текста. Для этого подсчитывают число знаков в
Самой длинной строке и в зависимости от выбранной гарни-
Туры и кегля шрифта определяют формат, в котором строка
Поместится без переноса. Для того чтобы избежать возмож-
Ной перегрузки правых сторон полос набора при размещении
Стихов по центральной оси, можно немного увеличить фор-
Мат по сравнению с самой длинной строкой.
В тех случаях, когда в стихотворных текстах не много длин-
Ных строк или расчет по самым длинным строкам приводит
Хтр — конспект лекций
К нецелесообразному по ширине формату, ширину полосы на-
Бора определяют по длине большинства средних строк, допус-
Кая переносы для самых длинных. Высоту полосы набора тоже
Следует увязывать с длиной большинства строк стихотворного
Текста. Так, если в издании преобладают короткие строки, созда-
Ющие в основном загруженные колонки текста и широкие боко-
Вые поля, надо и высоту полосы набора несколько уменьшить.
Формат полосы обычно согласуют с гарнитурой и кеглем
Шрифта. Чтобы избежать лишних переносов, для набора сти-
Хов в небольших форматах лучше использовать более емкие
Гарнитуры или уменьшенный кегль шрифта.
Драматический текст отличается от других видов текста
Тем, что состоит из реплик, имен действующих лиц и рема-
Рок. Основной текст — это реплики. Они могут быть написа-
Ны прозой или стихами.
Из-за членения текста на отдельные реплики, ремарки
И наличия в связи с этим большого числа пробелов силуэт
Драматического текста на книжной странице всегда будет
Несколько раздробленным, нечетким. Из-за сложности пос-
Троения читать такой текст очень трудно.
Исходя из данных особенностей, необходимо:
• графически и композиционно так построить полосу набора,
Чтобы помочь читателю быстро разобраться во всех элементах
Текста и облегчить прочтение реплик; имена действующих лиц и
Ремарки, при достаточном выделении их, должны воспринимать-
Ся как вспомогательные тексты;
• используя шрифтовые и композиционные приемы для
Отделения и выделения этих элементов текста, стремиться
К сохранению общей графической целостности в оформле-
Нии полос и разворотов.
Выбирая гарнитуру и кегель шрифта, следует ориентиро-
Ваться прежде всего на текст реплик. Для того, чтобы избежать
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 4447;