Антивоенная деятельность РПЦ.
Период правления Л. И. Брежнева (1964 - 1982) характеризуется некоторым ослаблением давления на Церковь и верующих – в отличие от предшествующего периода, уже не сокращается число храмов, уменьшилось преследование граждан, выступающих против нарушения прав верующих, местами улучшаются условия обучения на священнослужителя, увеличивается число рукоположенных священников. То есть, частично изменились отношения между Церковью и государством. Однако внешнеполитическая деятельность Московской патриархии особыми изменениями не характеризовалась – продолжается и развивается курс, намеченный во второй половине 50-х ХХ века.[51]
Во второй половине 60-х гг. Совет по делам религий отмечал основную роль Русской Православной Церкви в деятельности Пражского Христианского движения за мир, влияние на работу ВСЦ, поддержания постоянных контактов с религиозными организациями других стран, что позволяло компенсировать невозможность решать внешнеполитические задачи иными путями в условиях «холодной войны». Отсюда активизация деятельности РПЦ в защиту мира представлялась как одна из основных внешнеполитических задач.
Вскоре после смещения Н.С. Хрущева новое руководство страны даже решило впервые публично выразить свою признательность Московской Патриархии за участие в подобной деятельности.
В рамках движения за мир Московская Патриархия участвовала в Международной конференции христиан в защиту мира, прошедшей в октябре 1965 г. в Будапеште (участвовали 200 делегатов из 38 стран). Результатом было обращение конференции к президенту США Джонсону с требованием прекращения войны во Вьетнаме.[52]
В 1968 г. прошел II Христианский конгресс в защиту мира, итогом которого было принятие документов, касающихся безопасности в Европе, осуждающих агрессивную политику США (во Вьетнаме) и Израиля (на Ближнем Востоке).
Важным событием в истории Русской церкви в этот период была смена главы церкви. В 1970 г. умер патриарх Алексий и не назначил преемника. В результате Полистного собрания, проходившего в мае – июне 1971 г. патриархом был избран митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Это было первое каноническое избрание с 1917 г. (после избрания патриарха Тихона).[53]
При патриархе Пимене РПЦ продолжает участвовать в международных акциях в рамках борьбы за мир, всеобщее разоружение, выступает за борьбу с колониализмом. Так, в первой половине 70-х проходит ряд мероприятий, посвященный данным проблемам. Осенью 1971 г. состоялся IV Христианский конгресс в защиту мира в Праге. Результатами мероприятия было повторное осуждение американской агрессии во Вьетнаме, выступление за признание ГДР и нерушимость послевоенных границ.[54]
20—23 марта 1973 г. состоялось заседание раб. комитета ХМК в Москве, на котором обсуждался вопрос мобилизации прогрессивных христианских сил для поддержки международного совещания по проблеме безопасности и сотрудничества в Европе.
25—28 марта 1973 г. прошла расширенная сессия руководящего комитета ХМК, проходившая в Загорске (присутствовали более 100 религиозных деятелей из 40 стран) с целью подготовки проведения Всемирного конгресса миролюбивых сил в Москве.В результате деятельности этого Конгресса (где участвовали 16 представителей религиозных организаций СССР), Московская Патриархия пополнила Советский фонд мира 3 млн рублей.[55]Это продемонстрировало значимость православной церкви в деле защиты мира, что было оценено советским руководством.
Вопросы движения мира и участия в нем всех христиан рассматривались рамках подготовки к Всеправославному Собору. Так, на I Предсоборном совещании 1976 г. определялся круг рассматриваемых вопросов, к которым относились: проблемы отношения Православных церквей к остальному христианскому миру; отношения православия и экуменического движения; участие Православных церквей в развитии христианских идей мира, свободы, братства, любви между народами, устранения расовой дискриминации.[56]
С середины 60-х годов для большего оказания влияния на церкви развивающихся стран в борьбе за мир и против колониализма советские государственные органы стремятся к установлению контактов с религиозными организациями африканских стран. Согласно программе расширения связей РПЦ с христианскими церквами Африки, предложенной В. Куроедовым в январе 1965г. предусматривалось организовать взаимообмен делегациями Русской Православной Церкви (с одной стороны) и Всеамериканской конференции Церквей и восьми отдельных стран (с другой); принимать каждый год на учебу в Духовные академии РПЦ до 15 африканцев; отправить в Уганду, Кению и Нигерию преподавателей РПЦ для чтения лекций в местных богословских школах; передать этим странам учебно-наглядные пособия для церковно-приходских школ.[57]
Результатом такой деятельности было расширение связей, которые использовались советским руководством как для организации движения за мир, так и для пропаганды СССР в странах Азии и Африки.
Продолжается работа ВСЦ. В июне 1968 г. в Швеции (г. Упсала) состоялась IV Ассамблея ВСЦ, в итоговых документах которой также осуждались действия США и Израиля. Однако в этот раз, в связи с чехословацкими событиями, религиозным организациям социалистических стран, в том числе и МП, пришлось предпринять много усилий, чтобы противостоять реакционным кругам, желающим отменить положительные документы, ранее принятые ВСЦ. Этого удалось добиться не полностью.[58]
Международная деятельность РПЦ обсуждалась и на Поместных Соборах. Так, в июне 1971 г., на очередном соборе было принято «обращение», в котором все христиане мира призывались к объединению против войны, экспансионистской политики США и Израиля, за освобождение народов Азии, Африки, Латинской Америки от колониального гнета и расизма.[59]
В 70-е гг. при участии Московской Патриархии был проведен ряд международных миротворческих форумов. Так, РПЦ принимала участие во Всемирной конференции в защиту мира, проходившей в октябре 1970 года в Японии (г. Киото).[60] Кроме того, такая же конференция была организована и проведена в Москве в июне 1977 г.[61]
Осуждая агрессию других стран, советское правительство неоднократно использовало РПЦ для оправдания и поддержки своей внешней политики. Так, Патриарх Алексий опровергал утверждение об интервенции советских войск в Чехословакию в 1968 г., трактовалось это как необходимая мера для предотвращения кровопролития и возможного международного конфликта.[62] Кроме того, в 1980 г. Московская Патриархия публично поддержала ввод советских войск в Афганистан, объясняя это необходимостью предоставления Советским Союзом помощи правительству Афганистана, в которой оно нуждалась. Это привело к тому, что в условиях афганской войны заявления Московской Патриархии (в июне 1982 г. на Генеральной Ассамблее ООН) о необходимости разоружения и осуждение решения США разместить ядерное оружие в Западной Европе игнорировалось Западом.[63]
Но в целом, советское правительство было удовлетворено результатами международной деятельности Московской Патриархии в данный период. Патриарху Пимену была выражена благодарность от советского руководства в лице Л. И. Брежнева за миротворческую деятельность РПЦ, и была отмечена необходимость усилий для сохранения мира в условиях сложной международной обстановки.
Таким образом, в период правления Брежнева в условиях послабления давления на церковь развивается прежний внешнеполитический курс, в котором активизация международной деятельности Московской патриархии в борьбе за мир являлась одной из основных задач. Результатами этой деятельности стало осуждение агрессивных действий ряда стран, борьба с колониализмом в странах Азии, Африки, Латинской Америки и установление связей с некоторыми из них. Кроме того, продолжалось активное участие РПЦ в международных мирных конференциях, миротворческих форумах, акциях в рамках борьбы за мир, где все христиане неустанно призываются к защите мира и мирному сосуществованию. Основная роль в достижениях международной деятельности РПЦ принадлежит митр. Никодиму, активному церковному деятелю и талантливому дипломату, благодаря которому РПЦ получила авторитет на международной арене.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1414;