Количество священнослужителей и приходов в Русской Православной Церкви в 1950-1954 гг.

год Число действующих приходов Кол-во священнослужителей

Таким образом, как видно из таблицы 1, и количество священнослужителей и число действующих приходов с каждым годом уменьшалось.[7]

О позиции советского руководства относительно религии в это время можно судить по постановлению ЦК от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению», в котором высказывались опасения по поводу активизации религиозного влияния, распространения религиозных предрассудков среди населения; содержались призывы к борьбе с религией, которая несла только вред.[8]

Несмотря на такое тяжелое положение церкви внутри страны, намечалось развитие внешнеполитической деятельности Русской Церкви. В данный период Русской Православной Церкви было позволено шире участвовать в некоторых международных делах – в борьбе за мир, развитии отношений с Ватиканом, восстановлении международных связей, расширении связей с христианским миром.

В международных отношениях РПЦ представлял Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП, образованный еще в 1946 г.). Он осуществлял связи РПЦ с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными, общественными международными и другими организациями. Основную роль в становлении и деятельности ОВЦС МП в период правления Н. С. Хрущева играли руководители этого отдела – митр. Николай (Ярушевич) (1946-1960 гг.) и митр. Никодим (Ротов) – с 1960 г. по 1972 г.

Международная деятельность РПЦ на протяжении всего рассматриваемого времени разворачивалась прежде всегов соответствии с планами советской власти по использованию РПЦ в своих собственных целях, в том числе и в достижении внешнеполитических задач. Существовавшее неравновесие (военное, экономическое отставание СССР от США) в условиях конфронтации со странами Запада во время Холодной войны была призвана частично компенсировать развернувшаяся борьба за мир. Появилась заинтересованность руководства СССР в международных акциях Московской Патриархии — ее миротворческой деятельности.[9]

Борьба за мир позволяла Патриархии укреплять свой авторитет на международной арене и в глазах собственного государства. Шкаровский М.В. писал о международной деятельности как неотъемлемой части церковной политики: «Мировая политика заложена в самом существе Церк­ви, в отличие от государства, у которого она может быть преходящим этапом». [10]

Движение за мир в 50-х гг. выражалось в работе Всемирного Совета Мира, где непосредственное участие принимал митрополит Николай, представлявший МП. Так, осенью 1953 г. на ВСМ решались следующие вопросы: о предотвращении возобновления войны в Корее; о прекращении войны в Индо-Китае; о противостоянии германскому милитаризму; о запрещении любого оружия массового поражения; народы призывались к обеспечению мира, к возобновлению сотрудничества и т.д.[11] Кроме того, делегаты от РПЦ участвовали в деятельности Всесоюзных кон­ференций сторонников мира, были представлены в Совет­ском комитете защиты мира. Духовенство стало выступать с проповедями на миро­творческие темы.

В июле 1954 г. главами четырех Патриархатов и Болгарским митрополитом[12] было принято «Обращение к верующим всех религий мира» с призывом усиления движения за защиту мира и достижения международного соглашения против применения атомного, водородного и прочих видов оружия массового уничтожения, против проведения испытаний атомных и водородных бомб.[13]

Со второй половины 50-х гг. в рамках пересмотра сталинской внешней политики (отход от стратегии изоляции, установление контактов с Западом, международными организациями) у руководства СССР стремилось использовать МП в своих международных акциях. Увеличились валютные ассигнования Церкви. В результате Патриархия активизировала миротворческую деятельность: на Ближнем Востоке – во второй половине 50-х РПЦ оказала материальную помощь Александрийской и Коптской церквям (после интервенции английских, французских и израильских войск).[14] Подобная деятельность была выгодна правительству СССР - агрессорами выступали страны Запада. Кроме того, такие финансовые вложения в дальнейшем обеспечивали поддержку Московской Патриархии со стороны Православных церквей в антивоенных акциях, борьбе за мир.

В конце 1957 г. правительство СССР решило провести международную акцию, задачей которой было осуждение всеми патриархами проведения ядерных испытаний, а также изготовления и накопления ядерного оружия. Эта инициатива высказывалась Н. Хру­щевым и стала активно пропагандироваться. Советское руководство решило задействовать в этом мероприятии церковные организации. Патриарх и Святейший Синод согласились, но, рассчитывая на ответные уступки - на прием у Н. Хрущева (чтобы лично обсудить намечавшееся ухудшение церковно-государственных отношений). Было принято решение о проведении в Москве международной межправославной встречи в мае 1958 г., приурочив ее к празднованию 40 лет со дня восстановления Патриаршества в РПЦ. Владыка Николай отметил, что греки и сербы могут отнестись отрицательно к данным мероприятиям и проектам резолюций, согласованных 18 апреля 1958 г. в Совете по делам РПЦ. Однако он был готов к борьбе за то, чтобы доку­менты были подписаны главами всех Церквей. Предполагалась широкая пропаганда запрещения атомного и водородного оружия».[15]

11 мая 1958 г. собрались делегации автокефальных Православных Церквей (12), кроме Кипра и Иеру­салима. Отсутствовали главы Сербской, Элладской и Константинопольской Церквей, две делегации из которых (Константинопольская и Элладская) были против обсуждения и подписания каких-либо документов, касающихся вопроса защиты мира, т.к. у них не было на это полномочий.

Межправославная встреча 1958 г. проходила в конфликтной обстановке, закончилась относительной неудачей. Воззва­ние к христианам о борьбе за мир и о прекращении ядерных испытаний было подписано главами только 9 делегаций. Представители все тех же трех Церквей - отказались. Другой документ (о единстве Православия и мира между на­родами) от 20 мая 1958 г. был подписан всеми делегациями, кроме Константинопольской (заявила, что запросит санкции своего Патриарха, а он известит о своем решении телеграммой). Кроме того, было заявлено об относительной авторитетности данной межправославной встречи и принятых на ней обращений и призывов, т. к. со­бравшиеся говорили не от имени мирового Православия (отсутствовали главы 5 автокефальных Православных Церквей). Советское правительство было разочаровано слабой эф­фективностью международных акций МП. Очередной толчок к наступлению на Церковь.[16]

Состоявшаяся 17 мая 1958 г. первая и последняя официальная встреча Н. Хрущева с руководством МП не принесла ожидаемых результатов для РПЦ. Решение проблем ограничилось тем, что Н. Хрущев по­просил изложить просьбы и проблемы в письменном виде (в частности, о решении финансовых вопросов), которые он рассмотрит. Решение вопросов о поддержке православных греков на о. Кипр и об отправке мо­нахов в русские монастыри на Афоне было поручено А. А. Громыко (МИД).[17]

Однако заинтересованность советского руководства в меж­дународной деятельности РПЦ сохранилась. Активные действия МП в период Карибского кризиса (осень 1962 г.) несколько улучшили отношение советского руководства к РПЦ. Патриарх Алексий направил телеграммы главам Православных Церквей, Генсеку ООН с призывом о недопущении военной ката­строфы из-за опасных для мира агрессивных действий правительства США.[18]

Участие Московской Патриархии в борьбе за мир проявилось в организации деятельности РПЦ в рамках зародившегося «Христианского движения в защиту мира». Совет по делам РПЦ принял решение об осуществлении актив­ных контактов с экуменическим движением (но не вступать в ВСЦ) в целях вовлечения Всемирного Со­вета Церквей в движение за мир. В начале 1958 г. в Праге при участии богословов МП, Германии, Англии, Чехословакии, Франции, Нидерландов, США и др. была учреждена постоянно действующая Христианская мирная конференция.[19] Это движение было основано по инициативе теологов Чехословакии Громадки и Поспешила.[20]

В апреле 1959 г. состоялась вторая Пражская конференция, на которой обсуждались вопросы о введении всемирного «дня покаяния», (приурочили к дате атомной бомбардировки Хиросимы), об организации в 1961 г. Все­ленского христианского мирного Собора, переименованного позже во Всемирный кон­гресс.[21]

Относительные успехи в борьбе за мир были достигнуты и через установление отношений РПЦ со Всемирным Советом Церквей. Еще с середи­ны 1950-х гг. ЦК КПСС и КГБ хотели использовать эту организацию, ее влияние в своих целях. Перед Московской Патриархией была поставлена задача сближения с ВСЦ. Хотя 7—9 августа 1958 г. на переговорах в Утрехте обсуждался план взаимоотношений. Несмотря на отмеченные митр. Николаем внутренние противоречия экуменического движения, им подчеркивались такие положительные факторы: поиски путей к объединению христиан; стремление ВСЦ к привлечению всех христиан к борьбе за мир, свободу и справедливость; осуждение ВСЦ ядерного оружия и т.д. РПЦ согласилась на содействие экуменическому движению в достижении таких целей - организуя посылку наблюдателей МП на заседания ЦК ВСЦ, его комиссий, конференций; обмен посланиями, документацией и литературой с ВСЦ, взаимное посещение, богословские собеседования и т.п.[22] Совет мог посещать Генсек СССР (но без участия в заседаниях и вхождения в члены ВСЦ).

В августе - сентябре 1959 г. – прошла ежегодная сессия ЦК Всемирного Совета Церквей, где впервые присутствовали представители МП. ВСЦ, в целях привлечения РПЦ, изме­нил позицию — принял решение по вопросу прекращения ядерных испытаний и за­прещения ядерного оружия. Московская Патриархия сделала вывод о целесообразности продолжения развития контактов с ВСЦ для оказания влияния на его деятельность в вопросах защиты мира.[23]

Однако и эти действия не дали особо положительных результатов. Декабрь 1959 г. - визит в СССР руководства ВСЦ (во главе генсек В.А. Виссерт-Хуфт), целью которого был договор о всту­плении в экуменическое движение Русской Церкви. Задуманные планы о принятии решения о совместной борьбе Церквей за мир, разоружение, запрещение ядерного оружия не были выполнены. Руководство ВСЦ отказалось от подписания документов, что стало причиной разочарования советского руководства международной деятельностью Русской Церкви. Возникли сомнения в участии ВСЦ в за­думанном Всемирном христианском конгрессе. Кроме того, невозможным было проведение Всеправославного совещания в Москве. Многие По­местные церкви отрицательно отнеслись к контактам РПЦ с экуменистами. Так же советские антирелигиозные акции послужили основанием для утверждения некоторых первоиерархов о том, что Русская Церковь слишком зависима от советского руководства, чтобы претендовать на лидерские позиции во всем православной мире. Недовольство международной деятельностью РПЦ вылилось в кадровые перестановки. В феврале 1960 г. на посту председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова заместил В.А. Куроедов, перед которым была поставлена задача активного включения Церкви во внешнепо­литическую деятельность. Он отмечал неспособность митрополита Николая вести дела внешнецерковных связей.[24]

15 июня 1960 г. состоялась беседа В. Куроедова с патриархом Алексием. Председатель СДР выразил свое недовольство деятельностью РПЦ «…Патриархия за последние годы не провела ни одного крупно­го мероприятия по объединению православных церквей вокруг Русской православ­ной церкви... мероприятий, связанных с усилением борьбы за мир. Патриархия не использует всех тех огромных возможностей, которыми она располагает; не проведено ни одной крупной акции за рубежом… Совет рекомендовал митр. Николаю разработать и дать предложения об усилении внешней работы. Однако митр. Николай не выполнил эту просьбу». Также было отмечено расхождение взглядов митр. Николая и советского руководства на агрессию Запада (США) и о распространении слухов об ухудшающихся государственно-церковных отношениях, что было вызвано изменением политики советского правительства. В целях усиления внешней работы РПЦ В. Куроедов предложил снять митрополита Николая с занимаемого поста.[25]

Таким образом, к началу 60х гг. правительство СССР не было удовлетворено международной деятельностью РПЦ (в частности недостаточной борьбой за мир) и конкретно деятельностью митр. Николая, который был против вовлечения РПЦ во внешнеполитические акции, несовпадающие с ее убеждениям (о вступлении в ВСЦ).

В итоге 21 июня 1960 г. председателем ОВЦС был назначен архим. Никодим (Ротов). Владыка Никодим, в условиях гонений на церковь, стал придерживаться другой тактики. Он решил подчиняться требованиям советской внешней политики – стремился выйти из изоляции, выступал за вступление в ВСЦ, чтобы использовать авторитет экуменического движения в распространении влияния РПЦ на христиан во всем мире; проявлял себя как мудрый и осторожный политик – не заявлял о преследованиях церкви со стороны власти, не про­являл признаков непослушания, завоевывал на Западе для Церкви ключевые между­народные позиции, «стремился к установлению постоянных связей, контактов, взаимному обмену». Все это он делал и для того, чтобы сильные внешнеполитические по­зиции Церкви вынудили советскую власть считаться с ней.[26]

Со сменой председателя ОВСЦ продолжалась борьба за мир. В начале 1960-х гг. предпринимались усилия для развития Пражского христианского движения в защиту мира. Июнь 1961 г. - I Всемирный общехристианский конгресс в Праге (628 участников из 42 стран), результатом которого стало принятие «По­слания к христианам всего мира». В нем впервые подчеркивалась опасность политики Ватика­на (расширение на восток). Однако влиятельные западные организации игнорировали этот конгресс(не мог тягаться с ВСЦ, Католическим Собором).

Совет по делам РПЦ стремится к расширению рамок Пражских ХМК - 30 декабря 1961 г. Совет предложил ЦК КПСС провести региональную конфе­ренцию «Церкви Африки в борьбе за независимость своих народов» в одной из африканских стран. Зимой 1962 г. владыка Никодим и проф. И. Громадка встретились с императором Эфиопии для обсуждения организации такой конференции.[27] Весной 1962 г. встретились представители ВСЦ и Пражских ХМК в Женеве.[28] На II Всемирный конгресс, намеченный на 1964 г., возлагались надежды как на общехристианский конгресс.

Однако результативность Пражских христианских мирных кон­ференций подвергалась критике. Отмечалось, что христиане Запада не проявляет большо­го интереса и желания сотрудничать с ХМК; небольшие региональные комитеты конференций в ряде капиталистических стран контролировались государством и полицией; в комиссиях движения были одни и те же участники (их число сокращается); попытки вовлечения азиатских и африканских церквей в работу ХМК срывались ВСЦ (оказывал материальную помощь, препятствовал вступлению в Пражское движение), происходила дезорганизация работы ХМК. С другой стороны, принятие западных Церквей в движение специально тормозилось руководством ХМК, так как Запад, рас­полагая многочисленными конфессиями, мог заполнить все движение и сделать его антисоциалистическим. В целом, работа ХМК по пропаганде идей мира и разоружения и оказания влияния на ВСЦ была неэффективной. ХМК не стали двигателем борьбы за мир.

Очередным мероприятием, на котором затрагивался вопрос миротворческого движения, было Всеправославное совещание,состоявшееся в сентябре - октябре 1961 г. в Греции (Родос). Московская Патриархия занимала не ведущие позиции, но ее представителям удалось добиться того, что на совещании рассматривались вопросы об участии Православных Церквей в борьбе за мир, обсуждались проблемы расовой дискриминации и колониализма. Так же, по инициативе РПЦ было принято послание, в котором подчеркивалось единство Православных Церквей, все призывались к сохранению мира.[29]

Большим достижением деятельности МП в этот период стало вхождение РПЦ в ВСЦ. Это было выгодно обеим сторонам – ВСЦ укреплял свои позиции, т. к. мог стать действительно всемирным, предотвращалась возможность создания православными своего христианского центра, появилась альтернатива Ватиканскому центру, а РПЦ,благодаря устойчивому положению на международной арене, усиливала свои позиции внутри страны для противостояния антирелигиозным нападкам советских властей.[30]

Осенью - зимой 1961 года состоялось заседание III Генеральной ассамблеи ВСЦ в Нью-Дели. Вследствие активизации международной деятельности, проводимой владыкой Никодимом, русская делегация впервые непосредственно участвовала в таком мероприятии (в задачи делегации входило: участие в работе пленарных заседаний, секций, комиссий с изложением позиции РПЦ, участие в подготовке документов ассамблеи – докладов, послания к христианам всего мира, выдвижение и проведения кандидатур РПЦ в органы Ассамблеи и ВСЦ и др.).[31]

Предварительно прозондировав почву и установив неофициальные отношения МП с ВСЦ (связи епископа Никодима с генсеком ВСЦ д-ром Виссерт-Уфтом во время поездки в Женеву в ноябре 1961г.),[32] делегация Московской патриархии отправилась на третью Ассамблею ВСЦ. Совет представил членам делегации инструкцию по участию в работе Генассамблеи, согласно которой делегация должна была: добиваться единения христиан в борьбе за мир и дружбу между народами, за мирное сосуществование, за всеобщее и полное разоружение, прекращение «холодной войны», за ликвидацию колониального режима.[33] Инструкция была утверждена отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС. Это позволят характеризовать деятельность РПЦ на международной арене в период нач. 50-х – нач.60-х гг. по большей части как подконтрольную партийным органам.[34]

Ассамблея была достаточно представительна – присутствовало 1200 делегатов 65 стран от 200 христианских церквей. Примерно 40 % участников составляли миряне, 60 % - духовенство. Так же в качестве наблюдателей впервые присутствовали представители Ватикана. 7 декабря РПЦ была принята в члены ВСЦ большинством голосов («за» - 142, воздержалось 4 и против - 3).[35]

Итоги ассамблеи были в целом положительные для СССР - все правительства и народы были призваны к разоружению, прекращению испытаний ядерного оружия (несмотря на трудности, связанные с противостоянием 11 стран Запада - в частности Германии – пытавшимся ослабить и исказить идеи мира).[36] Кроме того было отклонено осуждение коммунистического колониализма, но усилились антизападные настроения, увеличилось количество церквей Азии и Африки, участвовавших работе ВСЦ.[37]

С марта1962г. в Женеве было учреждено постоянное представительство РПЦ при ВСЦ. [38]

Таким образом, вступление РПЦ в ВСЦ позволило расширить движение за мир, борьбу с расовой дискриминацией, укрепить свой авторитет на международной арене.

Можно сделать вывод о том, что в период правления Н. С. Хрущева (1953 – 1964 гг.) международная деятельность РПЦ зависела от заинтересованности советского правительства в использовании Церкви в сво­их внешнеполитических целях. Церкви отводилась роль участника в движении за мир, призывающего к разоружению. Однако, в 50-е годы (деятельность митр. Николая) были предприняты только попытки активизации деятельности РПЦ в этой области, не приведшие к ощутимым результатам. Правительство СССР осталось недовольно недостаточной борьбой за мир.С начала 60-х гг.ситуация меняется.Митр. Никодим стал проводить более гибкую политику по отношению к советской власти и более активную политику РПЦ в международной деятельности, чем начал добиваться положительных результатов - установление контактов с христианским миром, участие РПЦ в международных акциях, вступление в ВСЦ и т. д. Однако в этот период МП еще использовалась государством для прикрытия своих основных целей – наращивания гонки вооружений и введения прокоммунистических режимов в развивающихся странах.








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1161;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.