ВОСПРИЯТИЕ.
Слишком часто восприятие ограничивается изучением ошибок, искажений,иллюзий и т.п. Вертхаймер назвал бы это изучением психологической слепоты.Почему бы не добавить к этому и изучение интуиции, подпорогового,подсознательного и предсознательного восприятия? Не входит ли сюда иизучение хорошего вкуса? Истинного, безупречного, прекрасного? А как женасчет эстетического восприятия? Почему одни люди чувствуют красоту, адругим это не дано? В перечень ѕ под тем же самым заголовком "восприятие" ѕмы можем также внести и конструктивные манипуляции с реальностью: своиожидания, мечтания, воображение, изобретательность, способности корганизации и упорядочиванию. Немотивированное, незаинтересованное, бескорыстное восприятие.Оценивание. Благоговейный трепет. Восторг. Неизбирательная осведомленность. Огромное множество исследований стереотипов, но очень мало исследованийновой, конкретной, бергсоновской реальности. Свободно плавающее внимание ѕ о котором говорил Фрейд. Что позволяет здоровым в психологическом отношении людям восприниматьдействительность более рационально, точнее предсказывать будущее, без трудапонимать, что представляет собой другой человек? Чем объяснить ихспособность мириться с неизвестным, непонятным, неопределенным, мистическим,а то и наслаждаться этим? Почему желания и упования здоровых людей почти не влияют на ихвосприятие, не искажают его? Чем человек здоровее, тем теснее взаимосвязаны его способности. Этотакже поддерживает сенсорные модальности, которые делают синестезиюпринципиально более фундаментальным исследованием, чем автономныеисследования отдельных чувств. Но кроме того и весь сенсорный аппарат связанс моторными функциями организма. Эти взаимосвязи требуют более пристальногоизучения: то же самое касается и целостного сознания, познания на уровнеБытия, истолкований, трансличностного и трансчеловеческого восприятия,познавательных аспектов мистического опыта, высших переживаний и т.д.ЭМОЦИИ
Положительные эмоции ѕ то есть счастье, спокойствие, безмятежность,душевный покой, удовлетворенность ѕ изучены далеко не в полной мере. То жесамое можно сказать и о чувствах сострадания, участия, милосердия. Не до конца поняты и веселье, радость, шутка, а также игры и спорт. Экстаз, душевный подъем, энтузиазм, оживление, веселость, эйфория,благополучие, мистические переживания, перемена убеждений в политике ирелигии, эмоции, связанные с оргазмом. Разница между борьбой, конфликтами, разочарованием, печалью, чувствамибеспокойства, неловкости, вины, стыда и т.п., психопатологической личности ипсихически здорового человека. Здоровый человек подвержен или может бытьподвержен благотворным влияниям. Организующие эффекты и другие положительные и желательные влиянияэмоций изучены хуже, чем влияния дезорганизующие. При каких условиях этосвязано с возрастающим влиянием восприятия, обучения, мышления и т.п.? Эмоциональные аспекты познания ѕ например, тот душевный подъем, которыйсопровождает озарение; то спокойствие, которое несет познание; то приятие ипрощение, которые суть продукты глубинного понимания дурного поведения. Эмоциональная сторона любви и дружбы, того удовлетворения инаслаждения, которые они приносят. В здоровых людях когнитивные, конативные и эмоциональные реакции вгораздо большей степени являются синергическими, нежели антагонистическимиили взаимно исключающими. Нам надо выяснить, почему это так, а не иначе, икаков механизм функционирования здоровых людей: например, в чем отличие ихвнутренних гипоталамо-церебральных связей? Также мы должны изучить, какимобразом конативная и эмоциональная мобилизация помогает познанию и каккогнитивная и конативная синергия поддерживает аффекты, эмоции и т.п. Этитри аспекта психической жизни следует изучать в их взаимосвязи, а не поотдельности. Напрасно психологи обошли своим вниманием так называемого знатока,ценителя. Умение наслаждаться едой, напитками, хорошей сигарой или отдаватьдолжное другим чувственным удовольствиям определенно есть вопрос психологии. Что побуждает человека предаваться неосуществимым фантазиям? Что такоенадежда? Что питает человеческое воображение? Почему люди мечтают о небесах,о лучшей доле, о справедливом обществе? Что означает восторг? Благоговейныйтрепет? Изумление? Как исследовать вдохновение? Как воодушевить человека натруд? На достижение цели, и т.п.? Почему приятные ощущения улетучиваются и забываются быстрее, чем боль?Возможно ли освежить удовлетворение, удовольствие, счастье? Может ли человекнаучиться ценить свое счастье как благословение, а не принимать его как самособой разумеющееся?Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 691;