СЛУЖЕНИЕ
Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю оприсущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытатьсянайти название этой особенности, то я бы предложил назвать ее служением впротивоположность эгоцентрическим тенденциям. В отличие от неуверенных,тревожных людей с их склонностью к постоянному самоанализу и самокопанию,этих людей мало беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлятьо себе. Почти у каждого из них есть призвание и дело, которым они служат,которым они посвящают себя без остатка, почти каждый из них озабоченкакой-то важной проблемой, решение которой требует от него всех сил иэнергии (72, 134). Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которогочеловек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело,которым он чувствует себя обязанным заниматься. Именно поэтому я говорю ослужении, о жизненной миссии, а не просто о "любимом" деле. Эти люди, какправило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они вбольшинстве своем думают о благе других людей ѕ всего человечества, своихсограждан или же о благе близких и дорогих им людей. За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых мыотметили одну характерную особенность. Эти люди склонны к размышлениям обосновополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными,фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими илинравственными. Можно сказать, что они живут в глобальной системе координат.В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже самые яркие частныепроявления не скроют от них общей картины. В основе их системы координат илисистемы ценностей никогда не лежит местечковый патриотизм, как правило, вней отражен опыт всей истории развития человечества, она отвечает несиюминутным запросам, не социальному заказу, а требованиям эпохи. Однимсловом, эти люди в каком-то смысле, несомненно, философы, хотя их философияне обязательно наукообразна, иногда это то, что можно назвать житейскойфилософией. Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах ихжизни. Так, например, один из главных симптомов, с которого мы начиналиизучение целостного синдрома самоактуализации и который был обозначен намикак широта (или не-мелочность), несомненно, является проявлением этой болееобщей характеристики. Способность вознестись над обыденностью, умениеотрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещив перспективе, sub specie aetemitatis имеет огромное социальное значение.По-видимому, именно этой способностью объясняется умиротворенность,свойственная самоактуализированным людям, их умение сохранять спокойствие,не тревожиться по пустякам, ѕ свойства, которые облегчают жизнь не только имсамим, но и окружающим их людям. ОТСТРАНЕННОСТЬ; ПОТРЕБНОСТЬ В УЕДИНЕНИИ Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно ибезболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что онилюбят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большейсимпатией, чем среднестатистический человек. Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людямудается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, неподдаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляеттруда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи ипоражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплескаэмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самыхнедостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и этаспособность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не былосвоего собственного мнения о ситуации, если б они во всем полагались .начувства и мнения других людей. В некоторых ситуациях эта отстраненнаясдержанность может перерасти себя и возвыситься до суровой, холоднойотчужденности. Рассматриваемая нами способность, по-видимому, пребывает в тесной связис некоторыми другими качествами, обнаруживаемыми у этих людей. Во всякомслучае, любого из моих испытуемых можно смело назвать объективным (во всехсмыслах этого слова) человеком, особенно в сравнении со среднестатистическимчеловеком. Я уже говорил о том, что для самоактуализированных людей проблемывнешнего порядка более значимы, чем их собственные переживания, и этоутверждение справедливо по отношению к ним даже в том случае, если ониоказываются в ситуации, угрожающей их желаниям, надеждам, мечтам. Ониобладают удивительной по меркам среднестатистического человека способностьюк концентрации, которая, в свою очередь, порождает такие эпифеномены, какотрешенность, умение забыть о тревогах и волнении. В частности, этаспособность проявляется в том, что даже в критических ситуациях, когда на ихплечи сваливается масса проблем, эти люди не страдают бессонницей илиотсутствием аппетита, сохраняют хорошее настроение и способны к нормальнымсексуальным отношениям. Отстраненность самоактуализированного человека может стать причинойзатруднений в его общении с обычными, "нормальными" людьми, которые склонныинтерпретировать его отстраненность как холодность, снобизм, недружелюбиеили даже враждебность. Это понятно, особенно если вспомнить, что расхожеепредставление о дружбе предполагает в ней некую взаимозависимость,отношения, обеспечивающие человеку поддержку, сочувствие, одобрение,участие, тепло. Если понимать дружбу именно так, то, пожалуй, можно сказать,что самоактуализированный человек не нуждается в друзьях. В нашей культурезалогом дружбы является потребность партнеров друг в друге, и очевидно, чтосредний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированногочеловека, ѕ ведь тот никогда не положит на алтарь дружбы свою независимость,никогда не пожертвует ради друга своей автономностью. Мы должны понимать, что автономность ѕ это не только независимость, нотакже самоопределение, самоуправление, способность к принятиюответственности, мужество и сила, активный поиск решении, умение не бытьпешкой в чужой игре. По мере изучения своих испытуемых я все более убеждалсяв том, что каждый из них сам формирует свои мнения и суждения, сам принимаетрешения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу вжизни. Это качество сложно обнаружить, его невозможно даже определитькаким-то одним термином, но оно имеет чрезвычайно важное, почти решающеезначение. Изучая этих людей, общаясь с ними, я понял, что очень многиечеловеческие качества, которые я прежде воспринимал как нормальные иестественные, на самом деле являются признаками болезни, слабости,ущербности. Например, прежде я не видел ничего прискорбного в том, чтомногие люди формируют свои суждения не на основе собственных вкусов,предпочтений, принципов или убеждений, а на основе тех вкусов, предпочтений,принципов и убеждений, которые навязываются им рекламой, родителями,телевидением, пропагандой, газетами, назойливыми коммивояжерами и т.п.Многие люди утратили способность к самоопределению, они готовы позволитьдругим манипулировать собой, согласились быть пешками в чужой игре.Неудивительно, что они так часто испытывают приступы беспомощности,слабости, управляемости. Понятно, что в экономике и политике подобноебезволие невозможно, что в этих сферах оно может привести к катастрофическимрезультатам. Члены демократического общества должны обладать способностью ксамоопределению, к свободному волеизъявлению, они должны уметь взять на себяответственность за принимаемые ими решения. Результаты обширных исследований, проведенных Ашем (20) иМак-Клелландом (326ѕ328), позволяют нам предположить, что только небольшуючасть населения Америки, от пяти до тридцати процентов, в зависимости отконкретных обстоятельств, можно отнести к разряду самоопределяющихся людей.Но в моем исследовании все 100% испытуемых относились к таковым. И наконец, я должен сделать заявление, которое вряд ли понравитсятеологам, философам и ученым. Самоактуализированные люди обладают большей"свободой воли" и они в меньшей степени "детерминированы", чемсреднестатистический человек. Понятия "свобода воли" и "детерминизм" принятосчитать философскими категориями, однако я убежден, что рано или поздно мыдадим им и операциональные определения. В рамках моего исследования онилишены философской особости, я относился к этим понятиям и к феноменам,стоящим за ними как к эмпирическим реалиям. Выскажу еще более крамольноесуждение ѕ я полагаю, что это не только качественные, но и количественныекатегории, их можно не только обнаружить ѕ их можно и нужно измерять.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 998;