СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Самоактуализированных людей можно охарактеризовать как достаточноспонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в своей внутреннейжизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Они ведут себя просто иестественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих. Это неозначает, что их поведение неконвенционально, что оно идет вразрез сусловностями и традициями. Если бы мы взялись подсчитать, как частосамоактуализированный человек позволяет себе быть неконвенциональным вповедении, то поверьте, этот показатель был бы не слишком высок. Егонетрадиционность ѕ это не внешняя черта, а глубинная, сущностнаяхарактеристика: здоровый человек неконвенционален, спонтанен, естествен скорее иглавным образом в своих побуждениях и мыслях, чем в поведении. Он отчетливоосознает, что мир, в котором он живет, полон условностей, что этот мирпросто не в состоянии понять и принять его спонтанность. Он не хочет обижатьокружающих его людей, он не имеет желания оспаривать принятые ими нормыповедения, и потому с добродушной усмешкой и со всем возможным изяществомподчиняется установленным традициям, церемониям и ритуалам, столь дорогимсердцу каждого обывателя. Мне вспоминается, как одному из таких людейприсудили премию, над которой он всегда смеялся, и он, не гкелая делать измухи слона и обижать людей, хотевших порадовать его, с благодарностью принялэту награду. Конвенциональность самоактуализированного человека подобна легкойнакидке, он, не задумываясь, сбрасывает ее, когда она мешает ему делать то,что он считает важным. Именно в такие моменты в полной мере проявляется егоистинная, сущностная неконвенциональность, в которой нет ничего отантиконвенциональности так называемой богемы и нигилистов, которыеоспаривают все и вся, сражаются против несущественных, пустяковыхограничений так, словно столкнулись с проблемой вселенского масштаба. Внутренняя спонтанность обнаруживается у здорового человека и в моментыабсолютной поглощенности важным для него, интересным делом. В такиемгновения он как будто забывает о всех существующих нормах поведения; глядяна него в минуты увлеченности, можно подумать, что конвенциональность,свойственная ему в повседневной жизни, дается ему ценой титанических усилийволи. Он расстегивает пиджак конвенциональности и тогда, когда находится вкомпании друзей, которые не требуют и не ждут от него "соблюдения приличий".Обстоятельства, которые возлагают на здорового человека обязательства пособлюдению условных предписаний, видимо, тяготят его. Подтверждением этомунаблюдению может послужить тот факт, что все обследованные нами людипредпочитали именно такие ситуации и такие компании, в которых они были бысвободны от обязанности быть предсказуемыми, в которых они могли бы вестисебя свободно и естественно. Естественным следствием этой характеристики здорового человека илиестественной сопутствующей характеристикой является их независимость внравственных убеждениях; их моральные принципы в большей мере отражаютприсущее им своеобразие, чем принятые в обществе этические нормы. Не слишкомвдумчивый наблюдатель может счесть таких людей аморальными, поскольку они нетолько склонны пренебрегать условностями, но и могут даже, если того требуетситуация, пойти вразрез предписаниям и нормам. Однако этот наблюдатель будетв корне не прав. Напротив, эти люди ѕ высокоморальны, высоконравственны,хотя их моральные принципы не всегда совпадают с общепринятыми. Именнотакого рода наблюдения приводят меня к убежденности в том, что такназываемое этическое поведение среднестатистического человека настолькоконвенционально, что это скорее конвенциональное поведение, нежелипо-настоящему этическое, такого рода поведение не основывается на внутреннихубеждениях и принципах, это не более чем бездумное следование общепринятымнормам. Самоактуализированный человек не в состоянии всей душой принятьусловности окружающего его общества, он не может не видеть повсеместногоханжества и в результате порой начинает ощущать себя шпионом в тылу врага.Иногда следы этого чувства можно заметить даже в его поведении. Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, будто эти людипостоянно скрывают свое недовольство. Нет, они вполне способны в порывегнева или раздражения восстать против условностей, против невежества. Поройони пытаются открыть людям глаза, стараются просветить их, рассказать имистину; они выступают в защиту угнетенных и обиженных, а иногда, видятщетность своих усилий, дают волю скопившемуся гневу, и этот гнев настолькоискренен и чист, настолько праведен и возвышен, что кажется почтисвятотатством препятствовать его проявлениям. Я видел самоактуализированныхлюдей в гневе, и для меня совершенно очевидно, что им абсолютно безразлично,какое впечатление они произведут на окружающих, что они не испытывают поэтому поводу ни тревоги, ни вины, ни стыда, хотя обычно, когда не затронутыих глубинные, основополагающие убеждения и принципы, они ведут себя вполнеконвенционально, не желая обижать или смущать окружающих. Способность к адекватному восприятию реальности, детская или, еслихотите, животная способность к приятию самого себя и способность кспонтанности предполагают, что эти люди умеют четко осознавать своисобственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом(148, 388, 392). Клинические исследования этой характеристики со всейочевидностью подтверждают мысль Фромма (145) о том, что среднестатистическийчеловек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что онпредставляет собой на самом деле, чего он хочет, что он думает, какова еготочка зрения. Такого рода исследования и открытия позволяют мне постулировать одну изсамых фундаментальных характеристик, отличающую самоактуализированных людейот обычных, среднестатистических индивидуумов. Мотивационная жизньсамоактуализированного человека не только богаче, она качественно отлична отмотивации среднестатистического человека. Мне кажется, что самоактуализацияпредполагает принципиально иную психологию мотивации, мне кажется, что,говоря о мотивации самоактуализированной личности, мы должны говорить нестолько о потребностях дефициентных уровней, сколько о метамотивах или омотивах роста. Разница между ними столь же фундаментальна, как разница междужизнью и подготовкой к жизни. Возможно, что традиционная концепция мотивацииприменима только по отношению к несамоактуализированным людям.Самоактуализированного человека, в отличие от обычного, уже не беспокоятпроблемы выживания, он просто живет и развивается. Если побудительные мотивыобычного человека лежат вовне, в возможности удовлетворения потребности, тосамоактуализированный человек, напротив, движим внутренними потенциями,изначально заложенными в его природе, требующими своей реализации иразвития. Можно сказать проще ѕ самоактуализированный человек устремлен ксовершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностейОбычный же человек устремлен к удовлетворению тех из своих базовыхпотребностей, которые еще не получили должного удовлетворения. Нельзясказать, что самоактуализированный человек, удовлетворив все свои базовыепотребности, уже неподвластен импульсам и побуждениям: он тоже работает,тоже старается, тоже притязает, хотя и не в том смысле, какой мы обычновкладываем в эти слова. В первую очередь он движим потребностью всаморазвитии, в самовыражении и в самовоплощении, то есть потребностью всамоактуализации. Я все чаще задаю себе один вопрос. Быть может, именно всамоактуализированных людях предельно отчетливо проступает наша истинная,человеческая природа, быть может, именно они ближе всех к сущности понятия"человек", ближе даже с точки зрения таксономии? Этот вопрос неизбежновлечет за собой следующий: вправе ли мы делать хоть какие-то выводы обиологической природе человека, если до сих пор мы изучали только ущербных инедоразвитых или, что еще хуже, "серых", вышколенных, выдрессированныхпредставителей нашего вида?Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 987;