АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Этнология дает нам немало материала для сравнительно-историческогоанализа. Могу сказать, что даже самое беглое знакомство с этим материаломубедит заинтересованного читателя в том, что ныне существующим примитивнымкультурам в разной степени присуща враждебность, агрессивность идеструктивность, что мера выраженности этих качеств не является некойнеизменной, постоянной величиной, а варьирует в самых широких пределах,колеблется от одной крайности к другой, практически от нуля до стапроцентов. Есть народы и племена настолько мирные и дружелюбные, настольконеагрессивные (например, арапеши), что им приходится приглашать человека издругого племени, чтобы он следил за порядком в племени и за правильностьюисполнения ритуалов, они считают, что никто из их племени не сможет бытьдостаточно властным для этого. Другая крайность ѕ это чукчи и добу, которыенастолько переполнены ненавистью, что порой недоумеваешь, почему они до сихпор не истребили своих соплеменников. Разумеется, здесь я говорю только овнешних, поведенческих феноменах, которые поддаются непосредственномунаблюдению. Мы можем только гадать, какие бессознательные импульсы лежат воснове столь разных форм поведения, можем лишь предполагать, что этиимпульсы отличаются от внешних, поведенческих проявлений. Я, к сожалению, не могу похвастать большим опытом общения спредставителями неевропейских культур, все мои предположения и суждения поданному вопросу основываются на моих наблюдениях за Черноногими индейцами26но даже это непродолжительное знакомство с чуждой мне культурой убедило меняв том, что феномен деструктивности в большей мере детерминирован культурой,нежели наследственностью. Племя Черноногих индейцев многочисленно, ононасчитывает около восьмисот человек. Драки здесь ѕ большая редкость, мнеудалось разузнать только о пяти случаях за последние пятнадцать лет.Внутригрупповая враждебность, которую я пытался выявить и измерить с помощьювсех доступных мне антропологических и психиатрических техник, которая слегкостью обнаруживается в нашем обществе27 у Черноногих индейцевпрактически отсутствовала. Их мягкий, дружелюбный юмор не позволялпредположить и тени издевательства, их сплетни совсем не походили назлословие или клевету, их религия, магия, колдовство носили очень домашний,бытовой характер, индейцы использовали религию для исцеления больных иприумножения благосостояния племени, а вовсе не для того, чтобы причинитькому-то вред или навлечь порчу на обидчика. За все время своего пребывания уних мне не пришлось столкнуться ни с одним случаем жестокости или насилия.Индейцы крайне редко наказывают своих детей, они презирают белых людей зато, что те жестоко обращаются со своими детьми. Даже алкоголь почти непробуждал в них агрессии. Под влиянием алкоголя индеец становился безудержновеселым, экспансивным, общительным. Конечно, и среди них были исключения, ноэто были именно исключения. Общаясь с Черноногими индейцами, я все большеубеждался в том, что это сильные, гордые, мужественные люди. Они были вышенасилия, жестокость они приравнивали к безумию, а к человеку, проявлявшемуее, относились с жалостью. Я пришел к выводу, что даже та умеренная доля деструктивности иагрессии, которая характерна для среднего американца, вовсе не являетсянекой врожденной, биологически обусловленной характеристикой человека.Антропологические данные дают нам веские основания считать, что человеческиежестокость, злоба и агрессия представляют собой вторичные, реактивныефеномены, что их порождает неудовлетворенность базовых потребностей.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1045;