Политическая программа И.Т.Посошкова
Другим видным представителем политической мысли является Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726). Он родился в дворцовом селе Покровское на реке Яузе, в семье мастеров серебренного дела. Ремесленники в этом селе жили слободой, которая по своему устройству напоминало западноевропейский цех, а отец и дед мыслителя прославились как мастера серебряного дела. Свою карьеру он начал с должности денежного мастера, затем увлекся купеческим делом и вместе с братом открыл винокуренный завод, подвизался на «водочном сидении» в Москве и Новгороде. Он много ездил по стране, состоял в переписке со многими влиятельными лицами, высказывая свои предложения по многим вопросам экономической и политической жизни, а в 1697 г. обратился к Петру 1 с челобитной о введении новой модели огнестрельного оружия. Помимо этого, он советовал Петру отказаться от услуг иностранцев, офицеров – наемников, которые, по его мнению, недобросовестны и плохо обучают русских людей военному искусству. По мнению Посошкова, опираться следует именно на русских людей, которые по своим личным качествам не уступают иностранцам. Таким образом, это был весьма деятельный человек, проявивший наряду с практической хваткой глубокое понимание проблем государства.
Результатом его многочисленных наблюдений и размышлений стала адресованная лично Петру 1 «Книга о скудости и богатстве» (1724) – важнейшее произведение российского утилитаризма. В ней автор затронул широкий круг проблем, которые, на его взгляд, требовали немедленного разрешения (положение сословий, организация экономики, правосудия, военного дела, образования и др.). Главный вопрос, который его волновал – это выяснение причин бедности («скудости») народа и творящегося в государстве беззакония:
Основные положения его учения носят не общетеоретический, а конкретный характер, и образуют целостную программу реформ:
1) Для повышения эффективности экономики необходимо запретить заниматься торговлей всем сословиям, кроме купеческого, и упразднить беспошлинную торговлю;
2) Купцам необходимо предоставить государственные гарантии, «право свободного торга», ввести единые внутренние пошлины;
3) Сами купцы при этом обязаны соблюдать правила «честного торга», заключать соглашения о единой «уставной цене» (т.е. картельные);
4) Назначение купечества – формировать экономическую и военную мощь государства («Царство воинством расширяется, а купечеством украшается»);
5) Необходимо издание специального законодательства, четко определяющего размеры крестьянских повинностей и барщинных работ; (параллельно Посошков предлагал заменить подушную пользу на поземельную, ввести обучение крестьянских детей, а помещикам – побуждать крестьян к труду и строго следить за ними);
6) Основным занятием и монополией дворянства должно оставаться несение военной службы; при этом административный аппарат должен укомплектовываться не по принципу сословной принадлежности, а в соответствии со способностями и знаниями претендентов;
7) Для укрепления государства необходимо создание системы правосудия, которое осуществлялось бы находящимися на государственной службе и содержании судьями;
8) Правосудие должно быть единым и общим для всех сословий (т.е. предполагается равенство сословий перед законом), и должен быть введен определенный его порядок, предполагающий строгое ведение протокола и передачу доходов от судопроизводства в государственную казну;
9) Для усовершенствования правосудия необходимо создать единый общегосударственный свод законов (Судебную книгу), для создания которой необходимо собрать специальную комиссию, которую должны составить определенное число (2 – 3) представителей от сословий (духовенства, администрации, купечества, фискалов, солдат и опытных крестьян из старост и сотских) каждой губернии).
Вполне очевидно, что реализация предложений И.Т.Посошкова могла привести к коренному изменению общественно – политического строя России – при этом роль дворянства существенно уменьшалась, а роль купечества и зажиточного крестьянства заметно возрастала. Это, а также отстаиваемая мыслителем концепция автократической монархии без посредников между царем и народом вряд ли могла вызвать одобрение правящего класса. В результате 26 августа 1725 г. он был арестован тайной канцелярией и скончался в тюрьме.
И.Т.Посошков – яркий представитель утилитарной философии, и многие его идеи перекликаются с положениями классического сочинения А.Смита «Рассуждения об источниках богатства и скудости народа». Помимо этого, он может считаться одним из идеологов учения о «народной монархии», наиболее полно разработанном в ХХ веке русским политическим мыслителем И.Л.Солоневичем.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3060;