Политико-правовое учение Г.Гроция
Гуго Гроций (1583 – 1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, новой рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Он родился в патрицианской семье, учился в Лейденском университете (изучал юриспруденцию, теологию, историю и философию). Занимался адвокатской практикой, затем перешел на государственную службу и в 30 лет занял пост государственного секретаря Голландии. В 1618 г. был приговорен политическими оппонентами – пресвитерианами к изгнанию, в 1621 г. перебрался во Францию, а впоследствии жил в Германии. Что касается его личных качеств, то это был энциклопедически образованный исследователь, создавший более 90 произведений по истории и теории государства и права, войны и мира, всеобщей истории и античной культуры. Его основной и фундаментальный труд – «О праве войны и мира» (1625). Помимо этого, политико-правовые взгляды Гроция выражены в трактате «О праве добычи» (1609), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631). Главной особенностью трудов Гроция является то, что все основные вопросы рассматриваются им в сугубо правовой, а не политической плоскости (он подчеркивал, что его интересуют нормы права как воплощение справедливости, а не соображения целесообразности и эффективности власти).
Основные моменты политико-правового учения Г.Гроция:
1) Если предмет юриспруденции – вопросы права и справедливости, то предмет политической науки – целесообразность и польза;
2) Для того, чтобы сделать юриспруденцию строгой наукой («придать научную форму»), необходимо отделить то, что возникло путем установления (т.е. позитивное право), от норм и обычаев, вытекающих из самой природы (т.е. естественное право, или «право в собственном смысле этого слова»);
3) Юриспруденция должна изучать постоянное и неизменное в своих основаниях естественное право, а не принимающее различные исторические и национальные формы право позитивное;
4) В основе естественного права лежат «предписания здравого разума» и самосознание человека как общественного существа, и оно различает среди человеческих деяний «должное» и «недозволенное»;
5) Предназначение естественного права – гарантировать человеку его права и регламентировать обязанности (« оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности»);
6) Источником естественного права является стремление человека соблюдать определенные правила общежития, равная и взаимная правовая ответственность («воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возвещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания»);
7) Справедливость в обществе означает воплощение не пользы сильных, но разумного естественного закона, а государство и закон не являются порождениями человеческого страха – они рождаются в результате равноправного и разумного соглашения всех членов общества;
8) После перехода к государству и гражданскому обществу к принципу справедливости в сфере права в политике добавляется принцип пользы (обоим этим принципам должна следовать в своей деятельности государственная власть);
9) Сила государства должна быть подчинена праву (а не субъективной воле правителя) и служить для воплощения в жизнь естественного закона («Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»);
10) Государство возникло в результате выхода людей из естественного состояния – оно изживало себя по мере развития знаний, институтов и ремесел, появления частной собственности и порчи нравов;
11) Государство, основанное на праве, представляет собой союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных;
12) Сущность верховной государственной власти состоит в ее праве предпринимать действия и решения, которые не могут быть отменены никакой другой властью (т.е. обозначается важнейший его атрибут – суверенитет);
13) Для обеспечения общественного блага значение имеет не конкретная форма правления (царская, вельможная власть, свободная гражданская община, демократическая республика, и т.д.), а возможность реализовать при ней интересы и права людей (ибо «правопорядок следует оценивать с точки зрения его формы, но с точки зрения осуществления в нем воли людей»);
14) Войны не противоречат естественному праву, но нарушают принципы разума и справедливости и представляют собой противоправное деяние («справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение») – поэтому зачинщики несправедливой войны «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету»;
15) Целью отношений между государствами является мир (даже если дорога к нему ведет через войну) и общий правопорядок, основанный на принципах равенства, сотрудничества и взаимности.
Оценивая фигуру Гроция как мыслителя, можно заключить, что он выступает в истории политико-правовых учений как «отец международного права», и буржуазного юридического мировоззрения в целом.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2966;