Личность как предмет социологического изучения
Общество - это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности и др.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность»".
Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Интересно отметить, что латинский термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках «man» производится от «manus» (рука). Следовательно, даже этимологические характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.
Понятие «индивид» дословно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.
Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Слово «личность» («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Таким образом, понятие «личность» отражает в первую очередь тот социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли; это некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.
Обратимся к проблеме генезиса, т.е. происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос – когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности: в каждом новорожденном ребенке уникально запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Таким образом, многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде. Последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.
Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первого опыта общения, взаимодействия с окружающими родными людьми формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет его поведение. Такие впечатления носят название «импрессинга» («импринтинга») и могут быть вызваны очень разными причинами, например, счастливым или трагическим семейным событием, потрясшей душу историей.
Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов, с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, историческая эпоха и соответствующая той или иной эпохе идеология – все это формирует личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек в течение всей своей жизни учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний нервной системы и т.п. В принципе, личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1554;