Жан Кальвин и Цвингли в Щвейцарии (1509-1564)
В 1534 году, когда французскому протестанту Жану Кальвину было 25 лет, он, после встречи со своим двоюродным братом Робертом Оливетаном и Лефевре (библейским переводчиком), покинул Римскую Церковь в Нуайоне во Франции и был на некоторое время заключен в тюрьму. После освобождения он некоторое время жил в Париже, скрываясь и проводя тайные служения по домам и в лесах. Однако в тот же год, позднее, он бежал в Германию, а затем - в Женеву, расположенную неподалеку от Лейк-Лемана. Этот город был официально признан протестантским в результате стараний Ульриха Цвингли, цурихского реформатора, убитого в сражении в 1531 году, когда он служил капелланом в швейцарской армии. В 1536 года Кальвин написал свое известное «Наставление в христианской вере». В 1538 году Женевский совет предписал Кальвину выполнить что-то такое, чему он вынужден был не подчиниться. Тогда он был изгнан из Женевы и уехал в Страсбург, где прослужил пастором во французской общине беженцев в течение трех лет и где он женился на французской беженке по имени Иделетте. В 1541 году Кальвин был снова приглашен в Женеву советом, где написал свои «Церковные установления » - работу, в которой были рассмотрены такие вопросы, как содержание в тюрьмах, образование, физическое здоровье и безопасность граждан, например, санитарные требования.
Работы Жана Кальвина, вероятно, оказали большее влияние на современный мир, чем какие-либо другие книги, за исключением разве что Библии. «Ни одна из работ времен Реформации не вызывала столько страха, сопротивления и преследований со стороны Римской Католической Церкви, как калъвиновс-кие «Наставления». [49]
В своей «Истории Реформации» Де Аубигн (D'Aubigne) пишет: «Обновление личности, церкви и человеческой расы является ее темой...
Реформация 16-го столетия восстановила для человечества то, что было украдено у него в средние века; она избавила их от традиций, законов и деспотизма папства; она положила конец тому «несовершеннолетию» и «опекунству», в котором Римская Католическая Церковь собиралась держать человечество вовеки; и, призвав человека к обоснованию своей веры не на словах священников, но на нерушимом Слове Божьем, объявив всем о возможности обращения к Отцу новым, спасительным путем — через Иисуса Христа, она провозгласила и принесла час христианского совершеннолетия.
Необходимо, однако, пояснение. В наши дни существуют философы, которые считают Христа просто вестником политической свободы. Этим людям следует понять, что если они хотят внешней свободы, то они должны прежде всего обрести ее внутренне...
Несомненно, существует много стран, особенно там, где солнце христианства еще не взошло, в которых отсутствуют гражданские свободы и которые стонут под произволом могущественных господ. Но для того, чтобы стать внешне свободным, человек должен сначала обрести свободу внутреннюю...
Свобода, которую приносит Истина, не только для отдельных личностей: она влияет на все общество. В частности, кальвиновская работа обновления, которая, несомненно, была направлена на изменение характера, в последующем оказала влияние на все народы». [50]
Кальвин много трудился для того, чтобы сделать Женеву образцом библейского правления. Он основал первый в истории протестантский университет, известный под названием Женевская Академия, ректором которого был Теодор Беза. Женева стала центром реформ не только для гугенотских, но также и для протестантских беженцев со всей Европы. Пуританские лидеры Англии, так же как и Джон Нокс из Шотландии, учились при Кальвине в Женеве.
Как отмечал Де Аубигн, Кальвин оказал огромное влияние на народ США: «Наконец, Кальвин был основателем величайшей из республик. Паломники, покинувшие свои страны во времена царствования Иакова I и причалившие к бесплодным берегам Новой Англии, основав густонаселенные и могущественные колонии, являются его «детьми», его прямыми и законными «сынами»; и те американские народы, которые стремительно выросли на наших глазах, гордо называют скромного реформатора своим отцом... »[51]
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 710;