Уход за грудным младенцем.

В этот период весьма важно определиться с педагогическими установками. Число их может расти, сами они не гарантированы от уточнений, но некий стартовый джентльменский набор сущест­венно необходим, иначе послеродовые схватки неизбежны.

Какими могут быть эти установки?

О важнейшей из них мы уже говорили - это ориентация на

главные нравственные ценности, директива для принятия решений в выборных ситуациях "генетического" порядка.

Большинство прочих установок - частные случаи от первой, но сформулированные для стандартных, повторяющихся ситуаций, своего рода клише. Вот одна из поистине "гамлетовских" проб­лем: личность для коллектива или коллектив ради личности? И - соответствующая установка на ее решение.

Установка профессионально-деятельностного свойства: "Же-

лательно, чтобы последующее дело (проект) было в профессио­нальном отношении сложнее предыдущего, требовало новых знаний, более высокой квалификации".

Установка методологического характера: "Не давать готовых рецептов, а ставить проблемы, заставлять думать".

На Общем Сборе, при анализе прошедшего периода - акцент не на то, что и как сделано, а на то, кто как проявил себя как личность.

И еще множество других.

Ну и, как водится, примочки-приемчики.

1. Все должно созреть.

Фотографируем клубную жизнь, раздаем снимки. Играем на гитаре, поем песни.

- Ребята, а хотите научиться вот так же фотографировать и играть на гитаре?

- Хотим! Хотим!

А через три занятия выясняется, что зарядка пленки в кассету - тягомотина, а от струн пальцы болят. И желающих "хо­теть" не остается.

Не сокрушаемся и не торопим события. Продолжаем играть в свою игру - фотографируем и дарим, играем и поем. Фотографии и песни врастают в клуб как неотъемлемые атрибуты его жизни, его специфические ценности.

И тогда, может быть, через год после призыва, некто один сделает из клубного туалета фотолабораторию, а некто другой уволокет гитару в уголок и начнет ее потихоньку укрощать. А еще через полгода все поголовно будут щелкать затворами и со­чинять баллады.

Может быть, важнее всего вызревание (а не навязывание

"сверху") клубных законов.

2. Играем в свою игру.

Один пример уже был.

Другой пример.

Приходим в клуб, а там - никого. На другой день - то же самое. В лучшем случае, одна физиономия заглядывает в дверь и исчезает. Никаких экстраординарных событий которые могли бы повлиять на отношение населения к клубу, в микрорайоне не про­изошло. Ищем причины возможного конфликта в себе - и не нахо­дим. Терзаемся и страдаем неделю, но продолжаем играть в свою игру - приходим по расписанию и выполняем те обязательства, которые на предыдущих сборах взяла на себя группа - выпускаем стенгазету, чиним радиоприемник старушке, мастерим скворечни­ки. Как потом выяснится, все это будет не напрасно.

Спустя неделю приходит один. На следующий день - уже двое. Еще дня через два впечатление такое, будто ничего не случилось - все на местах, все при деле и при настроении.

Что же было?

Видимо, в молодом непривычном организме группы накопилась эмоциональная усталость, понадобилось сменить психологический режим. Такие провалы сначала могут повторяться с периодич­ностью - неделя через две, затем - неделя через месяц, затем - одна в полгода, и только полуторагодовалый клуб практически перестает испытывать подобные потрясения, приближаясь к иным.

3. Действия лидера должны быть понятны и объяснимы.

Можно иногда говорить непонятными словами, но совершать загадочные действия не стоит: это может вызвать психологи­ческое напряжение в группе.

4. Исключений из правил быть не должно.

Если понадобилось сделать исключение, срочно необходимо переделать правило.

Сначала мы хотели написать - "без комментариев", но реши­ли, что они все-таки нужны. В следующем виде:

"Если мы хотим жить в правовом обществе - без комментари­ев".

5. Трудно быть богом, да и незачем.

Можно назвать целый ряд известных имен коммунарских лиде­ров, исповедующих веру суперменства. Насколько сам принцип превосходства одной личности над другой вписывается в общече­ловеческие, а, стало быть, и коммунарские ценности - это само по себе "интересно". Не менее интересно то, что выпускники по­умнее относятся потом к таким учителям в лучшем случае скепти­чески. Учитель, ты этого хочешь?

Другой вариант - не строить из себя бога, все знающего и все могущего, ибо даже несколько неудачных советов или попыток способны не оставить камня на камне от авторитета лидера.

И, как оказывается, совсем не страшно признаваться в том, что чего-то не знаешь или не умеешь, лишь бы это незнание и неумение не оказалось всеобъемлющим. Гораздо важнее...

6. Не оставлять без внимания вопросы.

Ни один из них не должен оставаться открытым. Приемлемы как ответ, так и честное признание в некомпетентности. В ситу­ациях, когда это возможно, вариантом может быть обещание раз­добыть нужную информацию - с обязательной развязкой по одному из первых двух вариантов в обозримом будущем.

Иначе вопросы прекратятся.

7. Из советов Р.Баден-Пауэлла.

Р.Баден-Пауэлл, полковник британских колониальных войск,

- один из отцов скаутизма. Вот что он, в частности, рекомендо­вал [40]:

- Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не пытайтесь быть всем.

- Никогда не заставляйте... делать то, что не стали бы делать вы сами.

В заключение хочется добавить следующее.

Существует множество наставлений, форм, методов, тради­ций, даже в том же коммунарстве. Прежде, нежели им последо­вать, более того, всякий раз, повторяя ранее произведенное действие, нелишне задуматься - а хорошо ли это в данном слу­чае?

Вспоминается одна из знакомых групп, пораженная вирусом "совкового" максимализма, свойственного ортодоксальному комму­нарству. У этих ребят было правило: "Начал песню - допевай, хоть тресни!" Мы шутили: а если они поют в лесу, а в это время на них дерево падает? А если серьезно - казалось бы, мелочь: "начал песню", а она не попала под настроение, "не пошла" - продолжать? Жертвовать атмосферой ради "прынцыпа"? Стоит ли так себя наказывать!

Или еще. Есть такой почти всеобще-коммунарский закон: "Каждое дело - творчески, иначе - зачем?" Более того, сама ме­тодика именуется методикой коллективного творческого воспита­ния, одна из ведущих форм работы - коллективные творческие де­ла, так что сам Бог велел "каждое дело - творчески". И начина­ется творческая чистка картошки (с конкурсами на самую загогу­листую "овощь", на лучшую оду корнеплоду, с викторинами и "концертами-ромашками" - есть и такие вариации), творческая разгрузка грузовика под видом эвакуации жертв землетрясения. Все это, наверное, скрашивает некоторые скучноватые реалии клубной жизни (тем более, что чаще всего практикуется лидера­ми, не могущими самостоятельно изобрести что-либо интересное и потому прибегающими к заимствованию). Но когда ребенок вырастает, покидает клуб и остается с картошкой один на один, - ну, хорошо, раз - картошка (сольный концерт-ромашка), два - картошка (конкурс с одним участником), а дальше-то что? И на­чинает зреть неосознаваемая обида на клуб.

Нам представляется гораздо более продуктивным, не подвер­гая сомнению ценность творческих дел там, где творчество естественно, - культивировать принцип "преодоления": да, есть масса дел скучных, неприятных; работа бывает грязная (не в мо­ральном смысле, разумеется, - здесь), физически тяжелая, нако­нец, неблагодарная, но от нее никуда не денешься - значит, на­до учиться терпеть и делать.

Все-таки, есть клубы, которые выпускники поминают добрым словом.








Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 994;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.