Уход за грудным младенцем.
В этот период весьма важно определиться с педагогическими установками. Число их может расти, сами они не гарантированы от уточнений, но некий стартовый джентльменский набор существенно необходим, иначе послеродовые схватки неизбежны.
Какими могут быть эти установки?
О важнейшей из них мы уже говорили - это ориентация на
главные нравственные ценности, директива для принятия решений в выборных ситуациях "генетического" порядка.
Большинство прочих установок - частные случаи от первой, но сформулированные для стандартных, повторяющихся ситуаций, своего рода клише. Вот одна из поистине "гамлетовских" проблем: личность для коллектива или коллектив ради личности? И - соответствующая установка на ее решение.
Установка профессионально-деятельностного свойства: "Же-
лательно, чтобы последующее дело (проект) было в профессиональном отношении сложнее предыдущего, требовало новых знаний, более высокой квалификации".
Установка методологического характера: "Не давать готовых рецептов, а ставить проблемы, заставлять думать".
На Общем Сборе, при анализе прошедшего периода - акцент не на то, что и как сделано, а на то, кто как проявил себя как личность.
И еще множество других.
Ну и, как водится, примочки-приемчики.
1. Все должно созреть.
Фотографируем клубную жизнь, раздаем снимки. Играем на гитаре, поем песни.
- Ребята, а хотите научиться вот так же фотографировать и играть на гитаре?
- Хотим! Хотим!
А через три занятия выясняется, что зарядка пленки в кассету - тягомотина, а от струн пальцы болят. И желающих "хотеть" не остается.
Не сокрушаемся и не торопим события. Продолжаем играть в свою игру - фотографируем и дарим, играем и поем. Фотографии и песни врастают в клуб как неотъемлемые атрибуты его жизни, его специфические ценности.
И тогда, может быть, через год после призыва, некто один сделает из клубного туалета фотолабораторию, а некто другой уволокет гитару в уголок и начнет ее потихоньку укрощать. А еще через полгода все поголовно будут щелкать затворами и сочинять баллады.
Может быть, важнее всего вызревание (а не навязывание
"сверху") клубных законов.
2. Играем в свою игру.
Один пример уже был.
Другой пример.
Приходим в клуб, а там - никого. На другой день - то же самое. В лучшем случае, одна физиономия заглядывает в дверь и исчезает. Никаких экстраординарных событий которые могли бы повлиять на отношение населения к клубу, в микрорайоне не произошло. Ищем причины возможного конфликта в себе - и не находим. Терзаемся и страдаем неделю, но продолжаем играть в свою игру - приходим по расписанию и выполняем те обязательства, которые на предыдущих сборах взяла на себя группа - выпускаем стенгазету, чиним радиоприемник старушке, мастерим скворечники. Как потом выяснится, все это будет не напрасно.
Спустя неделю приходит один. На следующий день - уже двое. Еще дня через два впечатление такое, будто ничего не случилось - все на местах, все при деле и при настроении.
Что же было?
Видимо, в молодом непривычном организме группы накопилась эмоциональная усталость, понадобилось сменить психологический режим. Такие провалы сначала могут повторяться с периодичностью - неделя через две, затем - неделя через месяц, затем - одна в полгода, и только полуторагодовалый клуб практически перестает испытывать подобные потрясения, приближаясь к иным.
3. Действия лидера должны быть понятны и объяснимы.
Можно иногда говорить непонятными словами, но совершать загадочные действия не стоит: это может вызвать психологическое напряжение в группе.
4. Исключений из правил быть не должно.
Если понадобилось сделать исключение, срочно необходимо переделать правило.
Сначала мы хотели написать - "без комментариев", но решили, что они все-таки нужны. В следующем виде:
"Если мы хотим жить в правовом обществе - без комментариев".
5. Трудно быть богом, да и незачем.
Можно назвать целый ряд известных имен коммунарских лидеров, исповедующих веру суперменства. Насколько сам принцип превосходства одной личности над другой вписывается в общечеловеческие, а, стало быть, и коммунарские ценности - это само по себе "интересно". Не менее интересно то, что выпускники поумнее относятся потом к таким учителям в лучшем случае скептически. Учитель, ты этого хочешь?
Другой вариант - не строить из себя бога, все знающего и все могущего, ибо даже несколько неудачных советов или попыток способны не оставить камня на камне от авторитета лидера.
И, как оказывается, совсем не страшно признаваться в том, что чего-то не знаешь или не умеешь, лишь бы это незнание и неумение не оказалось всеобъемлющим. Гораздо важнее...
6. Не оставлять без внимания вопросы.
Ни один из них не должен оставаться открытым. Приемлемы как ответ, так и честное признание в некомпетентности. В ситуациях, когда это возможно, вариантом может быть обещание раздобыть нужную информацию - с обязательной развязкой по одному из первых двух вариантов в обозримом будущем.
Иначе вопросы прекратятся.
7. Из советов Р.Баден-Пауэлла.
Р.Баден-Пауэлл, полковник британских колониальных войск,
- один из отцов скаутизма. Вот что он, в частности, рекомендовал [40]:
- Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не пытайтесь быть всем.
- Никогда не заставляйте... делать то, что не стали бы делать вы сами.
В заключение хочется добавить следующее.
Существует множество наставлений, форм, методов, традиций, даже в том же коммунарстве. Прежде, нежели им последовать, более того, всякий раз, повторяя ранее произведенное действие, нелишне задуматься - а хорошо ли это в данном случае?
Вспоминается одна из знакомых групп, пораженная вирусом "совкового" максимализма, свойственного ортодоксальному коммунарству. У этих ребят было правило: "Начал песню - допевай, хоть тресни!" Мы шутили: а если они поют в лесу, а в это время на них дерево падает? А если серьезно - казалось бы, мелочь: "начал песню", а она не попала под настроение, "не пошла" - продолжать? Жертвовать атмосферой ради "прынцыпа"? Стоит ли так себя наказывать!
Или еще. Есть такой почти всеобще-коммунарский закон: "Каждое дело - творчески, иначе - зачем?" Более того, сама методика именуется методикой коллективного творческого воспитания, одна из ведущих форм работы - коллективные творческие дела, так что сам Бог велел "каждое дело - творчески". И начинается творческая чистка картошки (с конкурсами на самую загогулистую "овощь", на лучшую оду корнеплоду, с викторинами и "концертами-ромашками" - есть и такие вариации), творческая разгрузка грузовика под видом эвакуации жертв землетрясения. Все это, наверное, скрашивает некоторые скучноватые реалии клубной жизни (тем более, что чаще всего практикуется лидерами, не могущими самостоятельно изобрести что-либо интересное и потому прибегающими к заимствованию). Но когда ребенок вырастает, покидает клуб и остается с картошкой один на один, - ну, хорошо, раз - картошка (сольный концерт-ромашка), два - картошка (конкурс с одним участником), а дальше-то что? И начинает зреть неосознаваемая обида на клуб.
Нам представляется гораздо более продуктивным, не подвергая сомнению ценность творческих дел там, где творчество естественно, - культивировать принцип "преодоления": да, есть масса дел скучных, неприятных; работа бывает грязная (не в моральном смысле, разумеется, - здесь), физически тяжелая, наконец, неблагодарная, но от нее никуда не денешься - значит, надо учиться терпеть и делать.
Все-таки, есть клубы, которые выпускники поминают добрым словом.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 994;