Загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы.
«Очкурные шаровары»
ПАВОЛОКА – старинное название драгоценных тканей ручного изготовления. Упоминаются в «Слове о полку Игореве». Были известны на Руси в XII – XVII вв.
«Прииде Олег ко Киеву, к своему князю Игорю, несый злато и паволоки, овощи и вина и всякое узорочье»
ПАРЧА – дорогостоящая ткань с золотыми и серебряными нитями. Использовалась для изготовления княжеской и праздничной одежды всех сословий (например, крестьянский парчовый кокошник). В «Слове о полку Игореве» упоминается «оксамит» (аксамит) – ввозимая с Востока парчовая ткань ручной выработки. Позднее парча стала идти на одежды царских особ и христианского духовенства.
ПЕРЕВЯЗКА – девичья повязка, лента (В.И. Даль). Узкая тканая или витая лобная лента, которой пользуются, чтобы придерживать длинные волосы. Перевязкой пользуются и женщины, и мужчины, занимающиеся домашним хозяйством, а также охотники, воины, ведуны. Используют её и в обрядах, например, перевязывают первый сноп. Обычно перевязка делается короче пояса.
«Люди подпоясываются, а он верёвкой перевязался!»
ПЕРЕДНИК – часть одежды разного вида и покроя для прикрытия и оберега передней, нижней части тела из цельного куска ткани («занавеска»). Маленький передник появляется у девочки в 3-4 года, когда она начинает помогать по хозяйству. Бабий передник – от пояса до подола, на завязках. В.И. Даль упоминает, что в высшем сословии женщины «носили переднички маленькие, как наряд» из шёлковых тканей. Мужчины тоже использовали передник для занятий по хозяйству.
ПЕРУНИЦА – молния; крестное знамение в виде молнии, накладываемое для очищения и защиты кого или чего-либо; изображение-оберег (название происходит от имени бога Перуна – громовержца, защитника Руси).
«Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут»
ПЕСТРЯДЬ – ткань грубой домашней выделки из остатков пряжи разного качества (лён, конопля, шерсть и т.д.) или из пряжи разного цвета. Имеет характерную окраску («пеструшка», «пестредина», «полосушка») и шероховатую поверхность.
ПЛАТ (платок) – равносторонний лоскут ткани (холщовой, шерстяной, шёлковой и др.), которым женщины покрывают голову, а мужчины повязывают на шею. Маленькие платки-ширинки носят в руках или в карманах («утиралки»). Платки украшаются вышивкой, по которой можно легко определить из какой местности и семьи их хозяин или хозяйка. Платы обычно большого размера; могут быть двойными и длинными. Ими можно укрыться с головы до ног. Иногда они служат как «столечник» (скатерть). От слова «пласт» – плоский, часть плоскости. Отсюда – «платно», т.е. полотно, тонкий холст.
«На чужой роток не накинешь платок»
ПЛОТЬЕ (ПЛОТСКОЕ) ТЕЛО – человеческая плоть; физическое тело человека, созданное из материальной пищи.
«Кто что ест – тот то и есть»
ПОВИВАЛЬНИК – особый широкий пояс, которым обёртывают новорожденного поверх пелёнок («повивок», «повитушка»).
«Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены» («Слово о полку Игореве»)
ПОВИТУХА – женщина, помогающая при родах (бабка-акушерка, приемница, повивальница). «Повивать» (бабить) – принимать новорожденного, помогать при родах. От «повить» – обвить, обмотать, укутать. Повивальной бабкой может стать замужняя или овдовевшая женщина, которая сама здорова и родила трёх и более здоровых детей. Повитуха знает: молитвы и приёмы, облегчающие родовую деятельность; лекарственные травы, усиливающие или ослабляющие схватки; растения, обладающие кровоостанавливающим действием; навыки оказания помощи новорожденному и матери после родов и многое другое. Она обмывает и осматривает младенца, произносит заговоры, вправляет вывихи, даёт на руки отцу и т.д. После родов она (если отец отсутствует) выносит ребёнка и показывает его Солнцу, Небу, Земле, Воде, родовым богам. Раньше устраивали над повивальными бабками суды инквизиции, как над ведьмами: «Никто не вредит католической вере больше, нежели повивальные бабки. Ведь если они тотчас же не умерщвляют детей, то выносят их под каким-либо предлогом из родильной комнаты, и, подымая их вверх на руках, посвящают демонам».
ПОВОЙНИК – женский (бабий) головной убор, который носят по будням. От слова «повивать» - обвязывать, укутывать. Под повойник женщины убирали волосы после замужества, чтобы они не мешали заниматься домашними делами.
«Стала двухвостой коса – под повой ушла»
«Не рада баба повою, рада б покою» (о ленивой женщине, которая не рада замужеству)
ПОВЯЗКА – девичий и женский лобный головной убор, не покрывающий волосы. Ленты повязки короткие; завязываются и спускаются по косе чуть ниже плеч. Налобная часть повязки украшается вышивкой, речным жемчугом, каменьями или семенами растений, прокладывается для прочности и оберега берестой. Иногда праздничная повязка делается парчовой, с золотым и серебряным шитьём. При сватовстве есть обряд прощания с девичьей повязкой.
Изначально лобные повязки были узкими и способствовали раскрытию энергетического центра ясновидения. Их носили во всех возрастах и сословиях. Позднее эти сведения стали забываться. При наступлении цивилизации и изменении чистоты окружающего мира девичьи повязки стали шире: одеваются на лоб до бровей, поднимаются выше лба на палец, закрывают уши – так женщины пытаются защититься от искажения своей энергетики.
ПОДДЁВКА (поддёвок) – безрукавный кафтанчик («полукафтанье»), надеваемый под верхний кафтан. Обычная одежда XIX века.
ПОДЗАТЫЛЬНИК (подзатылень) – сеть крупного, цветного бисера (раньше – жемчуга или каменьев), подвешиваемая замужними женщинами для оберега и красоты под кичку на затылок. Девушки на праздничный кокошник делали «с тылу» унизку и оборки с той же целью.
ПОДОПЛЁКА – подкладка, подбой у мужской крестьянской рубахи (подоплечье) от плеч по спине и груди до пояса. До начала ХХ века все мужские рубахи шили с подоплёкой. Это продляло носкость рубахи в быту и служило хорошим оберегом, т.к. в области плеч расположены два важных энергетических центра. Подоплёку обычно делали холщовой или из серпянки (грубой льняной или пеньковой ткани).
«Своя подоплёка сердцу ближе»
«Дело с подоплёкой»
ПОЛИКА – деталь оплечья рубашки (оплечник, наплёка, шиток), выкраиваемая отдельно при шитье из узкой ткани. Полики всегда украшаются вышивкой.
ПОНЁВА (понява) – народная юбка, полы которой не сшиваются. Известна на Руси с древности. Распашную понёву иногда называли «растополкой»:«…Лоскут не обходит кругом, кроет только зад и бока, а спереди остаётся рубаха или надевается занавеска (как малороссийская «попередница»).Курская, рязанская, тамбовская, тульская короткая юпка из трёх разнополосых полотнищ; рязанская, воронежская, тамбовская в понёве, сшитой юпке, вставляется спереди полосатое или клетчатое полотнище иного цвета…» (В.И. Даль). Понёвы последнего вида – их называют глухими (сшитыми) – появились в XVIII веке. Держатся понёвы на гашнике (верёвочке, шнурке, тесьме) или поясе; изготавливаются из клетчатой домотканой шерсти. Они были «добрые» (на выход), «хожалые» (повседневные), «посвятные» (для храма, праздника) и «последние» (старческие). Раньше ещё делились на синятки (однотонные синие) и краснятки с браным (тканым) узором. В начале XX века по клеткам крестьянской понёвы ещё можно было узнать губернию, уезд и даже деревню, где живёт женщина. Близкие соседи русских народов – скандинавы, балты, финно-угры – предпочитали иной вид женских понёв. У них понёва состояла из двух несшивных (сзади и спереди) полотнищ, соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. После XVII века эти лямки появились на русских девичьих сарафанах.
Понёва впервые одевается на девушку после наступления половозрелости (11-13 лет), как знак, что её можно сватать. После свадьбы надевается женская понёва. Она считается «бабьей» одеждой и представляет свою хозяйку: откуда родом, замужняя или вдова и почему надела её. Молодая после венчания надевает понёву с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шёлковыми лентами, застёжками, украшениями и носит её до рождения первенца. Женскую понёву носят до тех пор, пока не приходит старость (заканчивается детородный возраст). Пожилые женщины ограничиваются в украшении понёв полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой вышивкой прошва является знаком отречения от мирских забот, иногда её называли «горемычной». В Тульской губернии были понёвы с бубенцами-оберегами, при ходьбе их было слышно издалека. Праздничные понёвы всегда были нарядно украшены..
ПОРТНО –узкий грубый холст на повседневные крестьянские трудовые рубахи-портнины. «Портяница» – кусок холста, отрезанная часть его. Отсюда – «портянки» (обёртки, подвёртки под обувь). «Портище» – отрезок в меру от какой-либо ткани на одежду. Портно, портище – так называли вообще одежду в разных областях Руси до XV - XVIII в. (в олонецких говорах ещё и в XIX веке одежду называли «порт»). Отсюда – «портной», т.е. тот, кто кроит и шьёт одежду («пороть» – резать). Только с XVI века стало входить в общий обиход народное слово «платье».
«Не скроив (не изрезав) портна, не сошьёшь»
ПОРТЫ (портки) – узкие, холщовые мужские штаны. Изначально: одежда, сшитая из портно (узкого, грубого холста). Так до XVII века на Руси называли вообще мужскую одежду. Порты носили с глубокой древности во всех сословиях. Только в XVIII–XIX вв. они стали считаться деревенской одеждой, и горожане стали называть их «портками». Штанины порт в старину называли соплями (от древнерус. «соп» – труба; отсюда современное «реактивное сопло») или калошами. Отсюда пословица: «Видно сокола по полёту, видно молодца по соплям». Соединялись штанины вставкой – огузком (ширинкой, т.е. маленьким куском ткани).
«Без порток, а в шляпе»
ПОРЧА – разрыв биоэнергетических каналов живого существа магическими приёмами. Может вызвать болезнь (или иные беды) вплоть до смерти.
ПОСКОНЬ – ткань из конопляного волокна, которая производилась только домотканой, так как это волокно с трудом поддаётся машинной обработке. Конопля бралась не семенная («материнка»), а безплодная («мужская», «пыльниковая», «замашка»). Её волокно крепче и чаще, а холст и рубахи из неё получались лучше, прочнее. Поэтому иногда бабы, дёргая замашку, топтали остальную, семенную коноплю. Отсюда и поговорка: «Господи, Господи, не бей нашей поскони, а льны да конопли хоть все примни!». Позднее в городах, не понимая исконного значения поскони, стали считать её признаком бедности. Присказку: «С посконной рожей да в красный (т.е. лучший) ряд» переиначили: «Куда ж ты с посконным рылом в суконный ряд!». Следует пояснить, что «рожа» - это лицо здорового человека детородного возраста.
ПОЯС – длинная узкая полоса ткани или кожи, шнур или жгут, которые завязывают вокруг талии; обвязка, полоса вокруг чего-либо (от «поять» – обнять); «чем повязываются поперёк стану, повязывают на себе одежду» (В.И. Даль). Обязательная деталь русской народной одежды. Бывают нитяные, витые, плетёные, тканые, бранные (наборные, закладные) и шитые пояса. В зависимости от возраста и назначения носят тельники, опояски, покромки, кушаки и др. Обычно повседневный пояс имеет ширину 2–2,5 см (полвершка). Праздничные и обрядовые кушаки — ширину примерно 4–9 см (1–2 вершка). Пояс – знак благополучия и порядочности; всегда имел обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв и какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. Ременные (кожаные) пояса носят только мужчины-воины. На Руси бытовало выражение: «Лишить (отрешить) пояса», то есть лишить воинского звания за какой-либо проступок. Позднее это переняла христианская церковь и стали так обращаться к священникам, которых лишали сана. Ещё существуют ритуальные пояса, которые хранятся от посторонних глаз и рук. Все пояса обязательно заканчиваются кистями или бахромой («махрами»).
«Ишь распоясался!»
«За пояс заткнуть»
ПРАВЬ И СЛАВЬ – миры богов, полубогов и праведников (предков).
ПРОШВА – маленький узкий кусок ткани (ширинка), вставляемый в готовое изделие: понёву, порты и др. Позднее так стали называть всякую цветную полосу-вставку в одежде или в головных уборах, а также – лампасы на шароварах.
«Шуба прошвы не стоит»
«Прошва цела, а шуба съедена!»
ПУГОВИЦА – застёжка, продеваемая в петлю. Пуговицы пришли на Русь с Востока (вместе с сарафаном). «Втышные» пуговицы (т.е. продевавшиеся в прорези) были новшеством ещё в XVII веке. До этого ткань не резали, а делали «воздушные», навесные петли – петлицы. Длинные петли из шнуров назывались «разговорами». Петлица – характерная деталь древнерусской одежды, что позволяло сохранять её энергетическую целостность. Долгое время вместо пуговиц использовали завязки, деревянные или металлические застёжки (кляпыши) и пряжки. Первые пуговицы были деревянными (повседневные) или из драгоценных каменьев (праздничные).
«Застегнуться на все пуговицы»
ПЯДЬ – древнерусская мера длины, равная 17,78 см. Расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами человека.
«Семи пядей во лбу»
«И пяди земли не отдадим»
РЕМЕСЛО – ручной труд, рукоделие («рукомесло»). Умение весей, с помощью которого они достигают материального благополучия, изготавливая что-либо на продажу. Военное ремесло витязей служит защите Отечества (например, умение сделать для себя оружие). Ведуны занимаются ремёслами для самосовершенствования и помощи обществу.
«Ремесло кормилец, ему везде почёт»
РОДИНА – место рождения. Родиной является местность, радиус которой равен расстоянию, проходимому за сутки рождённым здесь человеком. Служебные духи местности ответственны за развитие каждого родившегося здесь существа. Если человек покидает пределы отчизны, то лишается их опеки, что замедляет его развитие. Но если человек, даже живя на родине, питается (т.е. строит своё тело) выращенными или произведёнными в чужих краях продуктами, то он становится чуждым для своих служебных духов. При этом его развитие также замедляется. Поэтому человеку лучше всего питаться продуктами, произведёнными своими руками из выращенных на своей земле плодов. Поэтому так важно защищать свою родную землю.
«Родимая деревня краше столицы»
РОД ЛЮДСКОЙ – человечество; ряд поколений, происходящих от одного предка. Бог Род – тот, кто породил первое существо во Вселенной, он един и множественен одновременно. Все русские люди чтят бога Рода как своего первопредка и покровителя, отражая это в верованиях, молитвах и узорочье.
«Казачьему роду нет переводу»
«Родство – дело светлое, а деньги – дело иное»
РУБАХА – распространённая одежда с рукавами, одеваемая на тело (тельница, отсюда – «тельняшка»); одежда из лёгкой ткани, одеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская). Со временем стали различать: «сорочка» («срачица», «исподница») считается нижней одеждой и изготавливается из более тонкой ткани; «рубаха» может одеваться поверх сорочки и изготавливается из более прочной ткани. Рубахи бывают: будничные, домашние, трудовые, на выход, праздничные, ворожбенные, обрядовые, свадебные, покосные, смертные и др. Раньше различали их и по тканям, из которых они шились: пестрядевая – из пестряди, т.е. пеньковой или льняной грубой ткани в пёструю полоску; замашная – из замашки, т.е. безплодной конопли (мужского растения); веретище – очень грубая рубаха из веретья, т.е. ткани из оческов льна и конопли и прочие. Есть ещё «красные» рубахи, т.е. верхние нарядные (отсюда выражение – «красно платье»).
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»
«Своя рубашка ближе к телу»
«По Ивашке рубашка»
РУБИЩЕ – повседневная одежда из самой грубой толстой ткани; использовалась всеми сословиями для трудовой деятельности. Изначально рубом называли простой отрезок («шмат») льняной или конопляной ткани, который перегибался пополам. На сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивным (по бокам) или несшивным, но обязательно перехватывался поясом (простой опояской), даже – вервью. Позднее так стали называть грубую, ветхую, изношенную одежду смердов, говоря о ней: «Руб рубом».
РУКАВ (рукавина, рустина) – пришивная часть одежды, покрывающая руку от плеча до кисти. На обрядовых и ритуальных рубахах рукава шьются длинными до подола («долгорукавки»). Рукава на русских рубашках всегда были прямыми и широкими. С изменением окружающего мира их стали зауживать к кисти, завязывать тесёмками, зажимать браслетами («обручьями») или «припосаживать» на манжеты (XVIII–XIX вв.) для уменьшения утечки собственной жизненной силы человека, защиты и сохранения чистоты энергии, удержания тепла тела.
«Добрая жена дом сбережёт, а плохая рукавом разнесёт»
«Зло в рукаве прячет»
«Трудиться, засучив рукава»
РУССКИЙ – принадлежащий к народам Руси; человек с белым цветом кожи. Ядром Российской державы является Великая Русь, народ которой называют великороссами. Народ Белой Руси называют белороссами, а народ Украины (южной окраины России) – Малой Руси, называют малороссами, или украинцами.
РУСЬ – древнее название земли Русов (одного из народов Славяно-Ариев).
«Здесь русским духом пахнет»
«С ним по-русски (по-хорошему) не сговоришься – глуп и упрям»
РЯСКА – женское украшение, густо подвешенное с определённым подбором. Так назывались жемчужные подвески, поднизь, «чёлочка» и другие подвесные украшения на женских и девичьих головных уборах спереди («на челе»).
«Жемчужная ряска к венцу девичьему»
«Кокошниковая ряса (т.е. подвеска)»
САРАФАН – длинная женская одежда без рукавов. Известен в России с XIII в., но до XVIII в. упоминается как мужская одежда. Изначально сарафан был с рукавами; встарь так называли мужской долгий кафтан особого покроя. Название произошло от персид. «сэрапай» – «почётная одежда». Шьют сарафаны из льняного полотна, ситца, сатина, тонких шерстяных тканей; украшают вышивкой, тесьмой и набойкой (печатным рисунком). Более распространён в северных областях Руси. По покрою различают однорядные, двурядные, закрытые, открытые (на груди), круглые, узкие, прямые («московские»), клинчатые, триклинки, растегаи (распашные), с рукавами, с помочами, сборчатые, гладкие, с лифом, без лифа, новгородские сарафаны. По ткани: холщевики, дубленики, крашенинники, пестрядинники, кумачники, китаечники, ситцевики, стамедники, суконники, атласники и пр.
«Везде сарафан пригождается»
«Если нету талану – не пришьёшь к сарафану»
СВАРГА (ярга) – солнечный (солярный, свастичный) знак, коловрат. Издревле известен во всех народах, на всех материках, во всех верованиях. На Руси ярга является знаком солнечных божеств, знаком движения времени и энергий.
СВЕЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ – человек, помогающий просвещению (одухотворению) других людей и проводящий обряды. У каждого из свещеннослужителей (волхвов, ведунов, жрецов, кудесников и пр.) есть свои обязанности.
СГЛАЗ – случайное или преднамеренное искажение биополя человека.
«Завистливый сглазлив»
СЕМЬЯ – основная ячейка Ведического общества. Состоит из семи колен: прадед, дед, отец, я, сын, внук, правнук. Семья должна жить вместе, ибо: пожилым нужна материальная опека, возможность передать потомкам свой жизненный опыт и трудовые навыки; хозяину нужно трудиться, чтобы прокормить семью, и потому нужно, чтобы кто-то присматривал за его детьми.
«Семейное согласие всего дороже»
«В семье и каша гуще»
СЕРЬГА МУЖЧИНЫ – металлическое кольцо, которое носят продетым сквозь мочку левого уха. Одна серьга означает, что это единственный сын в семье, две серьги – что это единственный кормилец в семье, три – что это единственный мужчина в роду. Когда воины стоят в строю, то по команде: «Равняйсь!» – поворачивают головы направо, при этом командир видит по серьгам, кого посылать в бой в первую, во вторую или третью очередь. Вначале в бой идут те, у кого нет серьги, т. е. у кого есть сыновья. Затем идут в бой те, у кого одна серьга, потом – у кого их две, и в последнюю очередь – у кого три серьги.
СИТЕЦ – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбелённой пряжи. Нитки основы и утка – одинаковой толщины. От других тканей подобной выделки отличается набивным узором. Родина ситцев – Бенгалия (Индия). Раньше покупали ситцы однотонной расцветки («кумач» – красный, «китайка» – синий и др.) и делали на них вручную набивной рисунок. В 30-х годах XIX века в России появились многокрасочные печатные машины, и начался расцвет ситцевого производства. Из цветного («цветастого») ситца шили рубахи, сарафаны, юбки.
«Спрашивают китайки, а разбирают кумачи»
«Ситчиком подбито, а шёлком покрыто»
СМЕРД – человек трудового сословия, получающий опыт первых воплощений в человеческом теле. Предназначение смердов – трудиться, помогать другим сословиям, стремясь к чистоте тела и помыслов.
СОРОКА – головной убор замужней женщины. Различают повседневную и праздничную сороки. Праздничная сорока богато вышивалась, украшалась каменьями.
СРЯДА – определённый набор женских одежд, украшений и оберегов. Например: девичья, свадебная, чадородная, вдовья, кручинная, старушечья (сухая, белая), старческая (вековушная), смертная (погребальная) и другие.
СТАН – основная часть рубахи, закрывающая тело (без рукавов). От слова «стан» – тело человека («девичий стан»). Старались делать станины цельными, из одного куска ткани, чтобы сохранить энергетическую целостность биополя человека. Детские рубахи часто шьются из нижней части станины родительской одежды.
СТИХИИ ПРИРОДЫ – Эфир, Огонь, Воздух, Вода, Земля.
СУКНО – шерстяная (или полушерстяная) ткань полотняного переплетения с гладким ворсом, с последующим валянием и отделкой. Для изготовления хорошего сукна требуется множество действий, нарушение хоть одного из них изменяет его качество. Отсюда: «сукман» - суконный кафтан, «суконник» - тёплый сарафан.
«Суконный язык»
«Это нашего сукна епанча»
ТОНКИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА – Жарье (эфирное), Навье (астральное), Клубье (ментальное), Колобье (буддхическое) и Дивье (деваконическое) тела.
УБРУС – старинный русский головной платок; узкое головное полотенце – особо нарядное («почётная ширинка»). Лобную часть и концы убруса расшивали цветными нитями, золотом и серебром, низались жемчугом и каменьями. В старину молодая жена дарила убрус родителям мужа; новожёны дарили убрус в храм или князю.
УЗОР – рисунок, являющийся сочетанием линий и цвета. Слова «узор», «узорочье» восходят к общеславянским понятиям: «заря», «солнце», «небо», «свет» – и являются образами божеств и «знамениями неба».
«Божественный узор»
ХРАМ – хран, хранилище мудрости. Обычно это какая-либо постройка.
«Храмы зиждутся во имя светое»
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общественная система, построенная на самоубийственной деятельности людей и уничтожении природы, уводящая человека от развития собственных способностей и умения жить в единении с Природой. Противопоставляется культуре.
ЧУЛКИ – тканая или вязаная одежда на ноги; «вязаная долгая обувь» (В.И. Даль). Иногда их шили из сукна и холста; обычно были белыми или тёмными. В средней полосе России и у коми-пермяков вязали узорные цветные чулки из шерсти. У коми-пермяков до сих пор сохранился древний способ вязки таких длинных носков-чулок деревянной иглой. Даже при множестве разрывов нитей такая вязка («путанка») не распускается.
ШАЛЬ – квадратный или прямоугольный платок очень большого размера (из шерсти, хлопка, шёлка). Известна в Европе с XVIII века; в России – с нач. XIX века. Имеют восточное происхождение – в Россию ввозили кашемировые и турецкие шали. Были двухсторонними, то есть не имели изнанки, и стоили очень дорого.
ШАМШУРА – головной убор взрослых женщин северных областей. Чепец с твёрдым круглым верхом, надевавшийся до бровей. По всей окружности вставляли шнур, который стягивался по размеру головы. Верх шили из кумача на подкладке и расшивали цветными нитями или тесьмой. Праздничную шамшуру могли расшивать и каменьями. Позднее вышивку заменила парча, а каменья – бисер.
ШАРОВАРЫ–широкие штаны в сборку, держащиеся на гашнике (завязке). Штанины обычно заправляются в сапоги. От греч. «сарабара» – восточные штаны.
ШЁЛК – ткань из нитей, которые прядутся из выделений тутового шелкопряда. В Древней Руси шёлк привозили из стран Востока, его покупали состоятельные жители городов, княжеские семьи и духовенство.
«Шемаханские шелка»
«Хорош на девке шёлк, коли в девке толк!»
ШИРИНКА – полотнище, отрезок цельной ткани во всю ширину её (с рубчиками). Может служить полотенцем (ручником, утиральником) или носовым платком, если ткань узкая. Узкой и длинной ширинкой подпоясываются вместо кушака. Небольшие ширинки (прошвы) вшиваются между штанинами портов. Невеста раздаёт на свадьбе в подарок гостям маленькие ширинки, расшитые или кружевные.
«За свинкой не находишься с ширинкой»
ШТАНЫ – мужская одежда на ноги, надеваемая поверх исподницы. По описям XV–XVII вв. известны штаны холодные, стёганые и тёплые (т.е. с меховым исподом). Часто древнерусские штаны были до колен, что возмещалось многочисленными длинными одеждами, онучами и высокими голенищами сапог. На Руси в старину штаны относились к предметам нижней одежды. На то есть лингвинистические подтверждения: тюркское слово «иштон», означающее штаны, составлено из «иш» (внутренний) и «тон» (одежда), иначе – нижняя одежда. По этой причине правильнее писать и говорить «штоны». Это слово появилось примерно в XVII веке, до этого были известны порты. Слово «брюки» («бруки») появилось при Петре I из германских языков. Разрезов штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью вставленного в отворот гашника. Штанины иногда называли «гачи», т.е. бёдра. Отсюда выражение: «Держать в загашнике» – т.е. в укромном месте. Штанины были достаточно узкие, по ноге, и соединялись ширинкой (прошвой), для свободного шага.
ШУБА – верхняя зимняя одежда на вате или меху. От араб. «джубба» – длинная и широкая суконная туника без рукавов. Русская шуба была длиннополой и мехом внутрь (упоминается в XV в.). Этот вид кафтанной одежды был завезён восточными купцами. Шубы были собольи, куньи, беличьи, лисьи; у крестьян – овчинные или заячьи (что вовсе не было признаком бедности). Овчинные шубы были теплы, прочны и надёжны. Они были олицетворением семейного счастья и благополучия, поэтому столь велико их значение в старинных свадебных обрядах. Молодых усаживали на шубу, которую расстилали на полу в красном углу, приговаривая: «Шуба тепла и мохната, жить вам тепло и богато!». Затем шубу укладывали в сани и отправляли на ней молодых под венец.
ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН – попытка уравнять мужчин и женщин в правах и в обязанностях. Природа наделила мужчин и женщин различными телесными и психическими особенностями и способностями, ибо их природное предназначение различно. Поэтому их права и обязанности равными быть не могут, любое уравнивание мужчин и женщин противоестественно.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР – особый нервно-психический узел, являющийся местом сосредоточения определённой жизненной силы человека. Семь основных энергетических центров расположены вдоль позвоночника с его внутренней стороны, ещё два – в области плеч, а 49 второстепенных – на важных органах и суставах.
ЭНЕРГИЯ – природная сила; одно из основных проявлений божественных свойств Всевышнего. Имеет безчисленное количество видов проявления.
ЮБКА (юпка) – часть женской (как правило) одежды от талии книзу. У молодых и простых по происхождению женщин юбка всегда короче, а у почитаемых и знатных – длиннее. У русских девушек юбка оставляет открытыми ступни, у женщин она до пят. Это помогает женщине сохранить и накопить собственную жизненную силу, а тело сберегает от сглаза и нескромного взгляда. В русской деревне юбки стали носить только с середины XIX века, заимствовав их из города. Шили их сначала на выход из покупной ткани, но широкими, как привычные сарафаны. Верхние юбки были ситцевыми, цветными, нижние будничные – из холста. Зимой носили шерстяные, а для тепла надевали стёганую на вате «споднюю» юбку. Девушки на выданье в южных областях надевали на праздники несколько юбок, чтобы показать своё умение шить и вышивать (из-под одной юбки был виден узорный край другой) и «чтобы толще казаться» – так как определённая полнота (дородность) для крестьянской девушки означала здоровье, доброту, способность вынашивать и рожать многочисленных детей, материальный достаток. Юбку начинали носить, как и понёву, после 12-ти лет (в пору половозрелости). Повседневными у молодой девушки были юбки старших сестёр, и только праздничная была новой. В северных областях, где девушки носили сарафаны, юбки были женской одеждой – их надевали только после замужества.
ЯВЬ – проявленный, видимый материальный мир четырёх царств Природы: минерального, растительного, животного, человеческого.
ЯН – энергия мужской сути Всевышнего, Его мужского начала – расширения, эволюции, созидания, света, огня, солнечного влияния и т. д. Способствует духовному росту человека за счёт увеличения Изначального Света.
Список книг
для дополнительного чтения по теме:
«РУССКАЯ Народная одежда»
«Великорусская народная сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний» П.И. Кутенков. Пенза – СПб., 2003
«Восточнославянская этнография» Д.К. Зеленин. М., 1991
«Вышивание» Е.Е. Андриянова. М., 2001
«Древние мотивы русской народной вышивки» М., 1973
«Женский траурный костюм в Пензенской и Тамбовской губерниях». Ж-л «Живая старина» № 1 – 2000
«Золотое шитьё Владимиро-Суздальской Руси» М.В. Фехнер. («Средневековая Русь») М., 1976
«Изобразительные мотивы в русской народной вышивке» М., 1990
«Коло славим!» М., 1999
«Композиция костюма» Ф. М. Пармон. М., 1985
«Красная книга вещей» К. А. Буровик. М., 1996
«Материальная культура русской Мещеры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан» Б.А. Куфтин. М., 1926
«Московский народный костюм» Л. П. Щербакова. М., 2000
«Мы – славяне!» М. Семёнова. СПб., 1997
«Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX веков» Г. С. Маслова. М., 1984
«Об одежде сельского населения Древней Руси» В.П. Левашова. («Труды Государственного Исторического музея»), вып. 40. М., 1966
«Обрядовые функции северорусского женского народного костюма» С.В. Жарникова. Вологда, 1991
«Одежда» А.В. Арциховский. Сб-к «История культуры Древней Руси», т. 1. М. - Л., 1948
«Одежда восточных славян VI – IX вв. н.э.» В.В. Седов. («Древняя одежда народов Восточной Европы») М., 1986
«Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке расположенное» П. Савваитов. СПб., 1896
«Орнамент русской народной вышивки» Г.С. Маслова. М., 1978
«О символике русской крестьянской вышивки архаического типа». Ж-л «Советская археология» № 1- 1966. А.А. Амброз
«Память языка» Е.Н. Полякова. Пермь, 1991
«Поэзия народного костюма» М. Н. Мерцалова. М., 1975
«Предметно-бытовая лексика древнерусского языка» Г.Н. Лукина. М., 1990
«Прядение и ткачество восточных славян в XIX – нач. XX веков» Н.И. Лебедева. («Восточнославянский этнографический сборник», т. 31). М., 1956
«Путеводитель по выставке тканей VII – XIX веков собрания Исторического музея» В.К. Клейн. М., 1926
«Ремесло Древней Руси» Б.А. Рыбаков. М., 1948
«Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» Р. М. Кирсанова. М., 1989
«Русские. Историко-этнографический атлас». М., 1971
«Русские исторические одежды от X до XIII века» С. Стрекалов. СПб., 1877
«Русский народный костюм» ГИМ. М., 1989
«Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР» сост. Л. Н. Молотова, Н. Н. Соснина. Л., 1984
«Русский традиционный костюм» Иллюстрированная энциклопедия. Н.Н. Соснина, И. Шангина. СПб., 1998
«Славяно-Арийские Веды», т. 3. Омск, 2000
«Стоячие воротники и «ожерелки» в древнерусской одежде» М.А. Сабурова. («Средневековая Русь») М., 1976
«Типология русского народного костюма» Л. В. Беловинский. М., 1997
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даль. М., 1955
«Толковый словарь кощунника» А.В. Трехлебов. М., 2005
Загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1380;