Л. Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн (1889—1951) — австрийский философ, логик и математик — развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы математической логики, анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире. Витгенштейн выражал уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логического синтаксиса, а философия, по его мнению, должна описывать практику использования логических знаков. Витгенштейн первоначально исходил из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений, а философию рассматривал лишь как критику языка. Эти идеи позднее сменились у Витгенштейна культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания и оказали существенное влияние на развитие так называемой лингвистической философии. Одной из ее задач является детальный анализ фактического использования естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления.
Слава Витгенштейна зиждется на его раннем произведении — “Логико-философском трактате”, которое его друг Бертран Рассел сопроводил вводной статьей. Витгенштейн все искал универсальное уравнение, которое могло бы дать философии то, что дало математике введение символов. Произведение его состоит из отдельных (пронумерованных) афористически изложенных тезисов.
В чем же заключаются ценность и оригинальность этого “тощего” на вид произведения? Если говорить о ценности, то можно сказать, что Витгенштейн не внес своего вклада в логический позитивизм, но стал “отцом” негативной философии, поставив задачу, определить границы всех истин на свете, истин, которые уже высказаны и вообще могли быть высказаны когда-либо и кем-либо в мире!
В своем главном произведении позднего периода — “Философские исследования” — Витгенштейн трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Смысл же философии сугубо “терапевтический” — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но ииных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевания. По Витгенштейну, большая часть предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложна, а просто бессмысленна. На вопросы этого рода нельзя ответить, можно лишь установить их бессмысленность. Поэтому не следует ничего говорить кроме того, что можно высказать, а это должны быть положений естествознания. Невысказываемое должно умолкнуть. В трактате собрано все, о чем мы должны молчать и что все-таки не перестает существовать и не перестает “себя показывать”. В заключение автор требует (!), чтобы высказанные им предложения были преодолены. “Тот, кто меня понял... должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как он взберется по ней наверх”, лишь тогда он правильно увидит мир, тот мир, который отражается в истинных предложениях.
Витгенштейн сам отбросил лестницу и умолк. В своем знаменитом изречении “Значение есть применение” он выразил веру в то, что философская отчужденность может быть преодолена тщательным аналитическим описанием языка. Все осторожнее и скромнее говорил он о том, что, по его мнению, может быть высказано. О невысказанном же говорили его соломенное ложе и дешевый стул — единственная меблировка, которую он себе позволял[177].
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 863;