Психология обыска и опознания

Обыск — это следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска следователь и другие должностные лица осматривают и исследуют жилище, различные постройки, участки местности, одежду и даже тело человека с целью обнаружения информации, необходимой для расследования преступления (имеется в виду осмотр прически и естественных отверстий в теле человека с целью обнаружения спрятанных там предметов. Так, по делу о нарушении правил совершения валютных операций при личном обыске подозреваемой П. было обнаружено, что она спрятала платиновые драгоценности на голове в высокой искусно сделанной прическе). Эти цели следователя обычно противоречат целям обыскиваемого. Принудительный характер обыска и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие, обусловливают конфликтную ситуацию. Кроме того, для обыска характерно отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой информацией, отсутствие контакта (обыскиваемый часто уже в силу одной ситуации обыска склонен отрицательно относиться к следователю).

Все перечисленные выше факторы оказывают отрицательное воздействие на получение следователем информации о местонахождении спрятанных предметов. Однако положение обыскивающего далеко не безнадежно. Он может и должен ­использовать факторы, которые способствуют успеху обыска. К ним, в частности, ­относятся подготовка к производству обыска, наблюдение и правильный анализ ­результатов этого наблюдения и, наконец, ряд личностных качеств и навыков следователя, успешная реализация которых при производстве обыска может способствовать его успеху. Ниже эти факторы будут рассмотрены более подробно. Положительные или отрицательные результаты обыска нередко предупреждаются подготовкой к этому следственному действию. Хорошая его подготовка обеспечивает своевременное начало этого действия, планомерность его проведения, уверенность в успехе, которая возникает у его участников. Отсутствие подготовки или плохая подготовка могут привести к случайным, бессистемным поискам, нескоординированности действий обыскивающих и в конечном счете к чувству неуверенности в успехе.

В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется обдумать следующие вопросы:

Ø Что следует искать? Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д.)?

Ø Что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объекта, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.?

Ø Кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска?

Ø Каково искусственное и естественное освещение объекта обыска?

Ø Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т. п.)?

Ø Где могут находиться искомые предметы?

Ø Кто будет производить обыск?

Ø Какие технические средства и другие материалы следует взять с собой?

Ø Когда наиболее удобно начать обыск?

Ø Сколько времени он может продлиться?

Ø Следует составить планы обыскиваемого объекта и порядка производства обыска в нем с четким распределением функций для каждого должностного лица.

Ø Заранее подумать о выборе понятых.

Ø Предусмотреть способы связи со следственным подразделением (те­лефон, радио, селектор).

Чем подробнее следователь ответит на указанные выше вопросы до обыска, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении.

В практике известен случай, когда следователь на первых этапах обыска демонстрировал столь высокий уровень осведомленности об условиях жизни обыскиваемого, что последний вообще отказался от продолжения борьбы и выдал искомые предметы.

По одному из дел о крупном хищении в момент производства обыска следователь, предварительно изучивший обстановку в квартире обвиняемого, заметил, что кроватка его пятилетней дочки переставлена в другую комнату. Он обратил на это внимание матери ребенка, вызвав у нее сильное замешательство. В это время слышавшая разговор девочка сообщила, что ее кроватка стоит теперь как раз на том месте, где под полом папа спрятал много денег. Это сообщение ребенка помогло обнаружить тайник с добытыми преступным путем ценностями.

Как уже указывалось нами выше, одним из основных способов получения информации при обыске является наблюдение и анализ его результатов.

При обыске следует наблюдать за всей обстановкой на объекте, за поведением обыскиваемого и обыскивающих. В последнем случае кроме самонаблюдения рекомендуется заранее договориться о наблюдении друг за другом «со стороны».

Наблюдение за обстановкой предполагает немедленный анализ его результатов и выдвижение на основании этого анализа соответствующей рабочей гипотезы. Следует также обращать внимание на всевозможные отклонения в окружающей обстановке от «нормального порядка вещей».

Производя обыск в крестьянском доме с целью обнаружения двух тонн похищенного зерна, следователь обратил внимание, что сено со второго этажа двора (сеновала, повети) кем-то перегружено в нижнюю часть, где находились коровы, овцы и свиньи. Там, где теперь лежало сено, было мокро и грязно, и такая его перегрузка не могла быть вызвана хозяйственной целесообразностью. После того как по указанию следователя сено убрали, под ним в углу двора был обнаружен тайник с украденным зерном.

Особенно много информации может дать наблюдение за поведением обыскиваемого. Для получения наиболее полных и достоверных результатов такого ­наблюдения надо знать основные психологические закономерности поведения в конф­ликт­ной ситуации обыска. Поведение обыскиваемого определяется следующими факторами.

Во-первых, находясь в такой ситуации, он прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть.

Во-вторых, приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов (например, заряженного пистолета) приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого, так же как и удаление обыскивающего от «опасного места».

Наблюдать при этом рекомендуется за микродвижением рук и ног, мимикой лица, изменением голоса, цветом кожных покровов, потоотделением и т. д. человека, который подвергается обыску.

Проводившийся в течение трех часов и имевший целью обнаружение крупных ценностей обыск не давал положительных результатов. Оперативные работники ОБХЭП, приступившие к обыску до приезда следователя, утверждали, что ими тщательно осмотрена вся квартира и ничего подозрительного не обнаружено. Обыск они вели без плана, непо­следовательно, без распределения функций между его участниками.

Стремясь исправить допущенные ошибки, следователь начал с анализа обстановки квартиры и сопоставления этой обстановки с личностью хозяина. Зная, что хозяин — человек малокультурный, следователь обратил внимание на стеллажи, заполненные книгами. Взяв наугад одну из книг Ф. М. Достоевского, он увидел, что изданная шесть лет тому назад книга до сего времени не была разрезана. В общем, этот факт сам по себе не противоречил гипотезе о личности хозяина, который Достоевского не читал. Однако следователь обратил внимание на изменение поведения хозяина, когда осматривались книги на стеллажах: пальцы этого человека стали «выбивать дробь» на полированном столике, за которым он сидел, на лице появились красные пятна, а голос внезапно стал сиплым. Эти явления стали пропадать, по мере того как следователь удалялся от стеллажей. Наблюдая за стеллажами издали, следователь заметил один том из собрания сочинений А. Грина, обложка которого сильно выделялась: она была захватана пальцами. Когда оперативный работник по просьбе следователя подошел к тому месту, где стояла книга, внимательно наблюдавший за хозяином следователь вновь отметил изменения в моторике конечно­стей, голосе, цвете кожных покровов лица. Эти явления исчезли, как только сотрудник, стоявший у стеллажей, ушел в другую комнату. После этого следователь подошел к стеллажам и попытался взять с полки книгу А. Грина. Не выдержавший напряжения хозяин вскочил с места и стал отбирать книгу у следователя. В этот момент следователь почувствовал под переплетом книги твердые предметы. В книге был обнаружен тайник с крупными бриллиантами. Их бывший владелец позднее пытался узнать у следователя, «как он догадался, что драгоценности в этой книге». О самом Грине он пренебрежительно заметил, что никогда не читал этого писателя, а книгу часто доставал с полки, чтобы полюбоваться спрятанными сокровищами.

В ходе опознания в специально регламентированном процессуальным законом порядке (ст. 193 УПК РФ) определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. За редким исключением (ч. 4 ст. 193 УПК РФ), объект, интересующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол (ч. 9 ст. 193 УПК РФ).

В конечном счете процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю. Ниже мы рассмотрим факторы, которые влияют на формирование образа объекта, воспринятого в связи с событием преступления, факторы, влияющие на объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем, и, наконец, факторы, влияющие на объективность окончательного вывода, который сообщается следователю опознающим.

На формирование образа объекта в момент его восприятия в связи с преступным событием оказывают воздействие объективные и субъективные факторы.

По делу об убийстве студента Н. ночной сторож, 65‑летний И., опознал студента М. как человека, который на его глазах совершил убийство Н. В ходе расследования было установлено, что М. и Н. были близкими друзьями, и объективность опознания в части правильности восприятия самого факта убийства вызвала у следователя серьезные сомнения. Сторож И. продолжал, однако, утверждать, что лично видел, как по ночной улице с криками бежали два молодых человека, причем впереди был впоследствии убитый Н., а за ним гнался с ножом в руке М. и, догнав его, нанес удар ножом в грудь, после чего пытался скрыться. Впоследствии было объективно установлено, что Н. был смертельно ранен посторонним хулиганом в парадной своего дома, где он находился вместе с М. Смертельно раненный Н. бросился на улицу за медицинской помощью и, пробежав несколько десятков метров, в состоянии агонии упал на глазах сторожа И. За ним, сжимая в руке ключ от квартиры, бежал его друг М. Добежав до места падения, он наклонился над Н. и побежал дальше, чтобы вызвать «скорую помощь» умирающему другу. Сторож И., видевший лишь вторую часть этой трагедии, из-за создавшейся у него неправильной установки искаженно воспринял это событие и в особенности роль, которую играл М. Это привело к роковой ошибке в самом опознании.

Среди факторов, которые в субъективном плане оказывают влияние на формирование воспринятого образа, а впоследствии — на его опознание, большое значение имеют социально-психологические установки воспринимающего («вор», «дружинник», «хулиган», «прохожий» и т. п.).

Существенное воздействие на объективность восприятия оказывает так­же эмоциональное состояние субъекта. В большинстве случаев событие преступления оказывает существенное воздействие на эмоциональную сферу его очевидца. Особенно это относится к потерпевшим. Чувства гнева, страха, стыда и т. п. далеко не всегда способствуют объективному восприятию как самого события преступления, так и лица, которое его совершило. В некоторых случаях потерпевшие в момент события преступления впадают в обморочное или угнетенное состояние, что также не способствует объективности восприятия. На объективность восприятия оказывают влияние и такие качества, как склонность к фантазии, лживость, невнимательность и т. п.

К объективным факторам следует в первую очередь отнести неблаго­приятные условия, в которых в большинстве случаев происходит восприятие преступного события. Это — кратковременность восприятия, плохая видимость, быстрая смена отдельных эпизодов, значительное число объектов, сведения о которых представляют интерес для следствия. Это имеет отношение к делам о транспортных преступлениях, о групповых хулиганствах, групповых изнасилованиях и т. д.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом того лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании, с тем чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Актуальной представляется психологическая классификация опознания по органам чувств, которые принимают в нем участие, а также по типам узнавания. Наибольшее распространение в следственной практике получило опознание зрительного образа, которое можно разделить на два типа: симультанное и сукцессивное. По первому типу происходит мгновенное опознание предъявленного объекта без выделения отдельных его деталей (примет), по второму — опознание предъявленного объекта на уровне логического анализа и сравнения его отдельных характерных черт с чертами образа, который был воспринят в прошлом. Опознание с использованием механизма первого типа в настоящее время считается более надежным.

В следственной практике получило также распространение опознание звука, в основном человеческой речи. Крайне редко используется опознание по вкусу и запаху (например, сливочное масло — по особому запаху «дикого» лука).

Закон не ограничил времени производства опознания. Практически это означает, что опознающий может воспринимать предъявленные ему объекты, анализировать и делать выводы столько времени, сколько найдет нужным для получения объективного вывода. Все это полезно сообщить опознающему до производства опознания. Не следует навязывать при опознании излишне быстрый темп действий всем его участникам. Этот неправильный ритм невольно воспринимается опознающим и может явиться следствием его ошибки. Необходимо помнить, что темп, ритм деятельности обычно связан с такими характеристиками нервной си­стемы, как сила и подвижность. Если потерпевший относится к слабому, инертному типу, опознание следует производить в возможно более замедленном ритме.

Готовя процедуру опознания, следует учитывать действие факторов, которые могут привести к тенденциозному восприятию опознающим того или иного объекта. Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание; могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании.

 








Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.