ИЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОЖИТУЮ ТЕМУ
Он рассказал чудесные вещи о Добре и Зле, Истине и Жизни.
Антонен Арто
Постройте композицию по выбранной теме: любовь, семья, карьера, мечта, в общем, — «Как я провел лето». Потребность человека вписываться в социальную среду и выделяться в ней образует паттерн активной адаптации. Каждый человек выбирает обоснованный стиль жизни. Сознательное и бессознательное не находятся в противоречии друг к другу, они представляют два аспекта единой системы, служащие одной цели. Проблема не в том, что люди не осознают своего бессознательного, а в том, что они не осознают свои ценности и цели, которые приняли или создали сами. Анализ этих отношений в символической форме на песочном поле приводит человека к пониманию самого себя. В данной работе человек не мог осознавать, насколько сильно психотравматическое переживание деформирует отношения, накладывает отпечаток на жизнь. Человек начинает взаимодействовать с жизнью через призму боли и страдания.
В работе красивой статной женщины всего несколько предметов на пустом поле. Посередине высокая гора, которая создает впечатление, что там зарыто что-то, до чего не докопаться. В лексиконе часто звучат слова: копаюсь, покопаться, докопаться. На вершине горы лежит маленькая рыбка. «Лежу бездыханная, помираю медленно. Быстро я не сдамся». Когда она поставила над рыбкой зонтик, мы спросили: «Зачем?» Она ответила тихо. «Закрытая от солнца и от всех. Я в одиночестве. Хочется закрыться от бед, от проблем, от всего». Пока выбирала фигурки, все время повторяла: «Ничего не хочу». Попадая на сеанс, закрывшиеся люди начинают много говорить и своими словами закрывают себя еще больше, хотя им кажется, что от того, что они много говорят, они что-то понимают. Чаще всего они говорят общие фразы или уже рассказанные другим события. Они говорят уже не раз рассказанное, отшлифованное, и в этих рассказах
Часть седьмая
нет информации. Мы предложили женщине найти на полках фигурки, которые могут быть спрятаны у нее в горе. Она оживилась и стала прятать. Но не в гору, а в «тоннельку» в горе, чтобы было видно. Она спрятала «детское, волшебное»: свет, маячок, сладость, положила камни около колокольчика-души, чемоданчик. «Я же не буду закапывать то, что мне не нравится, не буду прятать страшное». Таким образом, она прячет самое красивое, важное и сокровенное: «Красный цвет — праздник, тепло. Что-то звенит. Предвкушение хорошего, доброго». Такие слова произносит эта женщина, пряча в «тоннельку» то, чем обычно люди живут. В левую часть поля она кладет скорпиона. На вопрос, что значит для нее скорпион, говорит: «Гадость. Миленький, маленький. Но мне его надо было положить обязательно». Мы ничего не комментируем. Но видим, как ценности заменились маленькими гадостями. Только что эта женщина рассказала нам о таких случаях из своей жизни в коллективе. «Почему ты прячешь хорошие ценные вещи? А напоказ — гадость?» — «Боюсь, что кто-то увидит. Не посмеялись бы, — и добавляет, — хочется куличики, как в детстве сделать». — «Доверься рукам. Процесс общения с песком снимает внутреннее напряжение», — говорим мы ей. Женщина словно включается и начинает находить на полке фигурки, ставить их в поле, смотреть на них, комментировать, убирать и менять. Сначала она ставит птиц в клетке в прошлое. «Они что делали — пели или светились? Ни с чем живым они не связаны, петь не будут. Нет, не хочу уже». Возвращает клетку с птицами на полку. Ее руки берут другую птицу — стеклянного голубя с крыльями, готовыми к полету. Она водружает его на зонтик. Затем берет «для экзотики» пеликана и размещает его в будущем. «Захотелось ангела. Хранителя. Хочется на корабль его посадить». Затем взяла парочку лягушек, поставила рядом со спрятанными ценностями. Взяла скульптуру. «Напоминание о Париже, — говорит она, — там в музее скульптура была, красивая, голова откинута. Мне сказали, что она на меня похожа. Красивая. Впрочем, как и всякая женщина, которая так лежит». На горе ставит подсолнух, яркий и большой, как солнце. «Тебе нужно солнце или нужно закрыться от него?» — «Мне нужно убрать зонтик. Потому что я не в одиночестве. Вот птица. Голубь. Весть несет добрую — перемена в будущем. Ассоциация с любовью». Несколько минут назад, увидев на нижней полке оранжевые цветочки, она говорила: «Неужели это кто-нибудь берет? Дикое сочетание». И вдруг, к нашему удивлению, со словами: «Хочется чего-то весеннего. Веселого», —
изложение на прожитую тему 123
берет охапку цветов «дикого» сочетания и ставит в пространство будущего. «Хочется яркого», — говорит она. — Может, уже и птиц. Хоть й попугай». Ставит в будущее попугаев. «Хочется положить связку добра». Берет туфельки красивые, ставит и тут же убирает. «Здесь будет озерцо, чтоб рыба в озере была». Разравнивает гору, на ее месте выкапывает малюсенькое озерцо и сует туда рыбку. Убирает попугаев, молча. Берет в руки подсолнух и камешки, и с подсолнухом в руках, ощущая округлость и отшлифованность камешков, говорит: «Вот таквот, вот так вот. Да. Оставлю чашечку — гостеприимство. Домашний очаг со светом. Кораблик сюда пойдет. Оберег рядышком с моим корабликом». Убирает пеликана. Меняет кораблик, предыдущий уже не хочет. Берет маленький из дерева. Правда, ставит его мимо воды. «Свободнее, здесь можно все!» — поощряем мы ее действия. «Может, детей каких посадить, чтоб веселее было? Чтобы цель какая-то была. Может, цель свою обозначить? Нет, не хочу. Бабочку посажу на цветы. Хочу музыки, яркости, красоты. Я устала серо жить. Я засерела». Ах, какое чудное слово произнесла она. Засерела. Какое оно мерзкое и многозначное. «Да, я засерела. Может, птицу сюда. Что-то должно быть другое. Более изысканное». Сложила все в корзинку. Разглаживает песок. «Не хочу трогать левую сторону. Руки не дошли». Разглаживает песок. «Скучно, плохо, неинтересно». Гладит руками поле. «Живность не нравится. Хотелось бурного — не нравится. Теперь скучно совсем». «Ты же все выкинула, — замечают психологи. — Это твое поле. Ты как волшебник. Можешь делать все, что захочешь». Женщина смотрит на поле и снова начинает его заполнять. — Может, мальчика уже какого взять. Нет ни одного приличного мальчика. Они все тематические: либо воин, либо старик, либо очкастый. А это что за мальчик, кто мне скажет?» — «Никто, кроме тебя». Она берет в руки свадебную пару и ставит в будущее, ближе к центру. Она смотрит на свадебную пару и произносит: «Это символ того, что я встречу такого мужчину, который войдет в мое сердце. Чтобы я ему нравилась, чтобы была востребована, чтобы я это чувствовала. Чтобы было обоюдное чувство». Если человек заговорил о чувствах, считайте, что он очнулся, и можно завершать сеанс. Руки женщины продолжали ставить и убирать фигурки. Вот, наконец, композиция завершена.
Мы договариваемся о следующем сеансе. Потому что видим, что будущее перевешивает прошлое, что прошлое зарыто, запрятано и разровненно.
Часть седьмая
«Да. Ты сравняла прошлое, будто его и нет». — «Ну, да. Я стараюсь забыть все, что было плохое, но и не стараюсь помнить хорошее». Все стерла, будто его и не было, и выставила оберег между собой и прошлым. Мы даем домашнее задание: вспомнить прошлое. Все, что было хорошего, и все, что было плохого. На следующий день она позвонила и сказала, что забыла домашнее задание. Это было не так важно, потому что женщина начала говорить о том, что она забросила себя, как женщину, что нарастила слой жира на животе, что работает много для того, чтобы ничего не чувствовать, что не занимается тем, что ей нравится, сказала, что ей нужно отдохнуть от работы, взять тайм-аут, осознать, что с ней произошло, связать новый свитер, купить косметику, посетить театр или музей и съездить на берег залива. И заметьте, что это было не нашим советом, а ее собственным желанием. Если бы мы посоветовали ей связать свитер или взять тайм-аут, она могла бы не выполнить наш совет и разочароваться в своей силе воли, уйти в еще более глубокую депрессию. Мы разрешили ей слушать себя, и она услышала свои советы, которым ей хочется последовать и которые для нее естественны. Сделав первый шаг, она сделает второй, и третий, и следующие.
изложение на прожитую тему 125
Диссоциированная форма восприятия песочного поля и выстроенной на ней композиции, которая является отражением душевного состояния человека, позволяет увидеть свое состояние со стороны, оценить его и соединиться с ним, осознать, почувствовать себя и интегрироваться со своими ценностями. Самое важное для человека — существовать в настоящем как целостная личность. В момент, когда целостность утрачивается, человек ощущает дискомфорт. Это могут быть апатия, агрессия, раздражение или замыкание в себе, недовольство собой или окружающими, жалобы или нытье, скука или уныние. В таких состояниях человек растерян и несобран. Ему так и говорят: «Соберись!» Собраться можно разными способами, в том числе и на песочном поле. Быть цельным — значит быть здоровым и сильным. В состоянии целостности от прожитого жизненного пути остается ощущение успеха, уверенности, накопленного опыта. Какой опыт вы будете накапливать: опыт целостности или нецелостности, зависит от вас и вашего отношения к себе.
МИРАЖ
Вдали от суетной земли плывут по небу корабли.
Елена Фролова
Проходит время, и то, что так волновало и мучило, куда-то исчезает, становится незначительным и незаметным. То ли потому что отдалилось, то ли потому что перестало входить в нашу систему эмоциональных ценностей. В детстве мир был настоящим, он звенел в сердце человека и в унисон с ним. Заменив мир правилами и общественно-значимыми ценностями, человек может зайти втупик. Можно стучать кулаками и головой в стену, можно остановиться, впрочем, и так уже остановился, вернуться в точку отсчета и пойти другим путем, более приемлемым или значимым. Цивилизованное человечество гордится своими достижениями. Оно словно уснуло под рекламной пропагандой знаков хорошей жизни. Когда после долгих усилий человек получает внешний знак благополучия, он демонстрирует это приобретение другим и получает одобрение от общества. «Зом-бированность» внешними факторами влияет на духовное состояние. Гоняясь за миражами, забывая себя, уничтожая свои духовные ценности в угоду общественному мнению, человек, окончательно изматываясь, перестает воспринимать себя, как человека. И ощущает себя только потребителем. Душа отпускается, любовь выгоняется, милосердие забывается. Духовность не входит в лексикон. И все же каждый человек стремится, пока он жив, быть человеком. Нелегко выпутаться из паутины «зомбированное™». Трудно и не запутаться. Когда со всевозможных экранов демонстрируется и утверждается, что нужно человеку для удовлетворения его материальных потребностей. А при ближайшем рассмотрении мы можем убедиться, что тепло семьи теплее любой норковой шубки. Что, занимаясь интересным делом, забываешь о еде и сне. Без дела и в одиночестве начинаешь заполняться салатами и деликатесами. Пока не лопнешь от возмущения своей полнотой. В этот момент может и возникнет понимание, что полнота души прекраснее полного желудка.
T
■■ Мира*
Понимания может и не появится, но недовольство собой будет. Подмена ценностей миражами влечет предсказуемые последствия.
Девушка на сеансе сказала, что ей нужен ребенок. «А зачем тебе ребенок?» — «Чтобы было чем заняться». Как-то звучит это сухо. «Ну, чтобы развивать в нем то, что не развито во мне». — «Невозможно развить в другом то, что не развито в тебе. Ребенку можно передать только то, что развито в тебе». Вот так ребеночек сидит в облаках и смотрит, как его ждут, чтобы было, чем заняться. Но, так или иначе, ребенок в программе поля отделен от автора композиции препятствием в виде деревянной лошадки, рядом стоят туфельки, как порицание себя за невозможность реализоваться в качестве матери и женщины. Композиция называется «Представление о жизни». Корабль и рыбы плывут по песочным волнам. «Если бы я разгребла песок, там бы все равно была бы не настоящая вода, а доска». Вслушавшись в #гу фразу, можно понять, что в подсознании нет настоящих чувств, в какой-то миг они были спрятаны, отодвинуты или перестали ис-йользоваться автором этой композиции. Мы не говорили об этом девушке. Но по мере рассказывания о своих фигурках и состояниях что-то проснулось в ее душе. Мы не говорили, что именно нужно менять, а просто предложили сделать так, как было бы лучше ей.
T
■■ Мира*
Понимания может и не появится, но недовольство собой будет. Подмена ценностей миражами влечет предсказуемые последствия.
Девушка на сеансе сказала, что ей нужен ребенок. «А зачем тебе ребенок?» — «Чтобы было чем заняться». Как-то звучит это сухо. «Ну, чтобы развивать в нем то, что не развито во мне». — «Невозможно развить в другом то, что не развито в тебе. Ребенку можно передать только то, что развито в тебе». Вот так ребеночек сидит в облаках и смотрит, как его ждут, чтобы было, чем заняться. Но, так или иначе, ребенок в программе поля отделен от автора композиции препятствием в виде деревянной лошадки, рядом стоят туфельки, как порицание себя за невозможность реализоваться в качестве матери и женщины. Композиция называется «Представление о жизни». Корабль и рыбы плывут по песочным волнам. «Если бы я разгребла песок, там бы все равно была бы не настоящая вода, а доска». Вслушавшись в $ту фразу, можно понять, что в подсознании нет настоящих чувств, в какой-то миг они были спрятаны, отодвинуты или перестали ис-йользоваться автором этой композиции. Мы не говорили об этом девушке. Но по мере рассказывания о своих фигурках и состояниях что-то проснулось в ее душе. Мы не говорили, что именно нужно менять, а просто предложили сделать так, как было бы лучше ей.
Часть седьмая
Если интересно, что было дальше, то картина преобразилась вот таким образом. Изменилось и название: «Моя жизнь»: «Это роднее».
Руки иногда ставят фигурки совсем не так, как подумала голова. Потому что в голове у нас программы, поставленные извне. Обществом ли, родителями, школьными педагогами, воспитателями. В руках мы держим то, что чувствуем. Руки не знают миражей. Они движутся за колебаниями души, и в них есть что-то похожее на истину. Они как люди, лишенные слуха и речи, жестикулируют нам о нашем состоянии. Посмотрите на свои руки. К кому они тянутся, кого любят, кому грозят, кому указывают. Руки, как флюгер, поворачиваются вслед за нашими душевными порывами.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1190;