Социальная эволюция и социальная революция
В истории социологии отчетливо прослеживается явное преобладание эволюционизма,стоящего на позициях признания оптимальным постепенного, более или менее плавного и медленного изменения и развития общества и рассматривающего революционные общественные преобразования как отклонение от нормального, естественного хода истории, как ее аномалию. Это нашло свое выражение в том, что за более чем полуторастолетнее развитие данной науки лишь социология марксизма твердо и последовательно отстаивала решающую роль социальных революций в общественном прогрессе, видя в них «локомотивы истории», «праздники для трудящихся» и т.д. Даже те современные социологи, которые, как и марксисты, разрабатывали и разрабатывают свои взгляды в русле конфликтологического направления в социологии, не связывают их, как показано выше, с признанием необходимости, неизбежности и прогрессивности социальных переворотов революции.
Социология марксизма не отрицает, конечно, роль и значение эволюционной формы развития общества, справедливо считая, что нет революции без эволюции, что последняя подготавливает первую и подводит к ней точно так же, как количественные изменения приводят к коренным качественным. И этим она принципиально отличается от теории катаклизмов, исходящей из признания катастрофического, взрывного, спонтанного, внезапного и необъяснимого характера глубоких и широких социальных изменений. Но при этом центр тяжести в социальном развитии переносятся марксизмом на революцию, которая, по его мнению, необходима и неизбежна в любых условиях и во все времена. Именно она выражает глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как закономерная смена общественно-экономических формаций. Это и приводило к серьезному преувеличению и даже к известной абсолютизации социальной революции в ущерб социальной эволюции. Отсюда и столь резкая и непримиримая критика социального эволюционизма, социал-реформизма со стороны марксизма и особенно ленинизма.
Эволюционист-реформисты, в свою очередь, не могли не замечать, игнорировать качественные, революционные общественные преобразования. Но они считали революцию побочным, случайным, нежелательным, противоестественным явлением, без которого можно обойтись, поскольку и с помощью эволюции, реформ, по их мнению, можно осуществлять глубокие социальные преобразования. Такое негативное отношение к социальным революциям во многом определялось тем, что они чаще всего сопровождались массовыми бедствиями населения, гибелью людей, грубым насилием, хаосом и беспорядками в обществе. Отсюда - абсолютизация эволюции, реформ и резкая, непримиримая критика революционности марксизма.
На наш взгляд, недопустимо односторонне преувеличивать и тем более абсолютизировать место и роль любой из двух основных форм социальных изменений и социального развития - эволюционной или революционной. Социальная эволюция и социальная революция — это две различные, но необходимо взаимосвязанные, взаимообусловленные, сопряженные стороны социального развития.Они неразделимы и теряют смысл друг без друга точно так же, как и парные философские категории: количество и качество, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие и т.д.
Другое дело, что нередко социальная революция понимается слишком узко, т.е. не как более или менее широкий исторический период, в рамках которого относительно ускоренно (относительно предшествующей социальной эволюции) происходит качественное, сущностное, структурное и всестороннее преобразование общества, а как только политическая революция и даже как только момент захвата власти, вооруженное восстание и т.д. Ясно, что при таком неоправданно суженном толковании социальной революции она не может рассматриваться как закономерная и неизбежная форма общественного развития, поскольку здесь одна из возможных форм (видов, способов) осуществления социальной революции неправомерно отождествляется с ее сущностью, с ней самой. Так, совершенно очевидно, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу связан с глубоким качественным, революционным изменением общества, но происходит он обычно без политических переворотов, восстаний и т.д.
Вместе с тем нельзя не видеть, что соотношение как эволюции и революции в развитии общества, так и различных форм осуществления самих революций не остается неизменным на различных ступенях истории и в разных условиях различных стран. Современный исторический опыт все сильнее убеждает в том, что в развитых странах современной цивилизации многие социальные проблемы, которые в более или менее отдаленном прошлом могли решаться и действительно решались лишь на путях острейших социальных конфликтов вплоть до революционных выступлений, сегодня успешно ликвидируются на путях эволюционного, реформаторского развития, в связи с чем прошлые классовые антагонизмы потеряли былое значение. Точно так же становится все более очевидным, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государстве открываются широкие возможности своевременной модернизации общественной жизни, ее различных сторон, способной путем более или менее серьезных реформ предотвращать и решать острые социальные конфликты, не доводя их до выступлений против социальной системы в целом. Другое дело в тоталитарных и авторитарных обществах и государствах, где твердолобая и бескомпромиссная, а чаще всего и грубо насильственная политика и практика властей способны, как показывает и наш и зарубежный опыт, превратить сравнительно небольшой и вполне разрешимый социальный конфликт в революционный взрыв.
Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Формы, способы их проявления зависят от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Революционные политические взрывы, широта и частота их возникновения - следствие, результат, прежде всего, объективно складывающегося соотношения и характера взаимодействия противоборствующих социально-политических сил, а также политики властных структур. Если последние готовы с помощью более или менее глубоких и радикальных реформ провести назревшие социальные преобразования, пойти на компромисс, не допустить массового применения насилия и т.д., то почва для революционных потрясений в обществе резко сужается и даже качественные социальные изменения оказывается возможным осуществлять без таких потрясений, постепенно, планомерно, регулируемо, преемственно. И наоборот, если стоящие у власти силы не готовы реформировать общество, идти на компромисс, проводят негибкую, далекую от учета сложившихся реальностей реакционнную политику и готовы применять социальное и политическое, в том числе и вооруженное, насилие ради сохранения отжившего, то социально-политические потрясения неизбежны и нередки. В прошлом типичным был последний вариант социального развитии. Сегодня, по крайней мере, в части мира, складываете иная обстановка, когда достижение целей более или менее серьезного обновления общества может осуществляться по первому варианту, хотя и второй вариант отнюдь не исключается, особенно в сравнительно отсталой части мира.
Контрольные вопросы к теме №4
(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)
Сущность и особенности социальной динамики.
Теоретические представления о направленности социальных изменений.
Социальная эволюция, ее основные факторы.
Социальная революция; сущность и движущие силы.
Формационный подход к изучению обществ.
Сущность и критерии общественного прогресса.
Цивилизационный подход к изучению обществ.
Типы обществ.
Сущность теории модернизации.
Социальные изменения в современном белорусском обществе.
Литература
Основная:
Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Смелзер Н. Социология. М., 1984.
Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.
Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.
Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.
Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.
Дополнительная:
Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.
Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.
Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. № 1.
С. 35-57.
Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. Мн., 2000.
Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.
Вопросы к зачету
Общество как объект научного познания.
Структура социологического знания, его специфика.
Предмет социологии, особенности его определения.
Функции социологии. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.
Исторические условия возникновения социологии в 19 в.
Социологическая концепция О.Конта.
Особенности развития социологии в 19 – нач. 20 в. (Дюркгейм, Спенсер, Маркс, Вебер).
Социология в дореволюционной России.
Социология в 20 в. Плюрализм современной социологии.
Развитие социологии на Беларуси.
Общество как целостная социокультурная система. Специализированная и обыденная социокультурная деятельность.
Культурные стереотипы и диалог культур.
Понятие индивидуальность, человек, личность.
Социальная и психологическая структура личности.
Социологические теории личности.
Социализация личности как непрерывный процесс.
Понятие «социальный статус» и «социальная роль». Типология социальных статусов. Диалектика социальных статусов и социальных ролей в трансформирующемся обществе Беларуси.
Теоретические представления о направленности социальных изменений.
Социальная эволюция и социальная революция.
Социальные изменения в современном мире.
Сущность модернизации. Проблемы социальной трансформации в белорусском обществе.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
Типы обществ.
Сущность социального взаимодействия. Социальная деятельность. Социальное действие.
К.Маркс об общественном характере деятельности.
Вебер о четырех типах социального действия.
Система социального действия Парсонса.
Современные социологические теории взаимодействия.
Социальный механизм и структура взаимодействия.
Переходные состояния, их типология. Особенности переходных процессов в белорусском обществе.
Сущность и структура социального поведения. Типология социального поведения.
Особенности девиантного поведения.
Причины девиации в обществе. Различные теоретические подходы.
Социальные и личностные факторы девиации. Социальные причины отклоняющегося поведения в белорусском обществе.
Общественное регулирование процессов девиации.
Сущность и критерии социальной дифференциации.
Социальная структура как результат социальной дифференциации.
Социальные группы и социальные общности, их типология.
Сущность социальной стратификации. Основные концепции социальной стратификации.
Характеристики социальной мобильности.
Основные тенденции и перспективы изменения социальной структуры белорусского общества. Молодежь в социальной структуре трансформирующегося белорусского общества.
Социальная организация как процесс и система социального взаимодействия.
Социальные институты: структура, типы, функции.
Социальный институт образования в информационном обществе. Реформирование системы образования в Республике Беларусь.
Семья – базовый социальный институт общества. Проблемы и перспективы развития семьи в белорусском обществе.
Общество как регулируемая и управляемая социальная система.
Управленческая культура, ее сущность, особенности формирования.
Руководство в системе управления. Типология стилей руководства.
Управление и самоуправление, их особенности в современном белорусском обществе.
Социологическое исследование в структуре социологического познания. Основные этапы социологического исследования.
Основные виды социологических исследований.
Составление программы прикладного социологического исследования.
Выборочный метод сбора социологической информации, его виды.
Социологическое наблюдение как метод сбора социологической информации.
Типы социологических документов и методы их изучения.
Метод опроса в социологии.
Метод экспертных оценок, его виды, особенности организации.
Социометрия как метод сбора и анализа социологической информации.
Методы анализа социологической информации.
Сущность и специфика социального прогнозирования, его практическая значимость.
Учебное издание
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1636;