Примечания. 1. Подразумевается, что поскольку техника остается с естественной простотой того, что мы уже и так делаем
1. Подразумевается, что поскольку техника остается с естественной простотой того, что мы уже и так делаем, вместо того, чтобы начать хитроумным или новаторским образом, предоставляется очень мало побуждения, чтобы обратить медитацию в проект, ориентированный на достижение цели. Даже внимание к дыханию, наиболее произвольный элемент техники, не может быть преобразован в «что-то значительное», потому что ему уделяется только легкое 25-процентное касание.
Духовный материализм обозначает подход, когда пытаются использовать духовные техники для достижения целей эго, например таких, как стать более спокойным, более эффективным, более привлекательным или просто стать счастливее. Такой подход к духовности, широко распространенный во все времена, особенно процветал в дни «духовного супермаркета» 1970-х годов, в период, когда были прочитаны эти лекции. Одной из главных черт ранних учений Трунгпы Ринпоче была бескомпромиссная критика такого подхода. Его первая ключевая книга была названа «Преодоление духовного материализма». Он пытался показать, что истинный подход к медитации и духовности вообще заключается в постоянной капитуляции точки отсчета эго, а не в поисках путей укрепить ее.
2. Лак-тонг буквально означает «высшее видение», что обычно интерпретируют как ясное видение. Это тибетский термин для обозначения формы медитации, общей для почти всех традиций буддизма, известной как випассана на языке Пали и випашьяна на Санскрите. Это главный предмет второго семинара этой книги. Здесь Трунгпа Ринпоче переводит этот термин как «осознанность». Обычно, тем не менее, он переводит этот термин как «прозрение» и, таким образом, называет випашьяну «медитацией прозрения».
Тем не менее, он регулярно называет первичный опыт практики випашьяны осознанностью, противопоставляя ее внимательности, фокусу практики шаматха.
3. Махаянисты могли бы предпочесть аргументацию исходящую из принципа шуньяты, пустоты, который учит что все вещи лишены сущности. Таким образом, они сказали бы, что понятие себя тоже лишено сущности: нет никакого эго, к которому можно было бы привязаться. Но логика прямого опыта, представленная здесь, более подходит к простоте хинаяны и, по стечению обстоятельств, также очень хорошо представляет подход ваджраяны к не-эговости.
4. Они детально описаны в книге Чогьяма Трунгпы «Сердце Будды».
5. Одно из часто встречающихся описаний процесса, который происходит на первых стадиях медитации звучит как: «подружиться с собой». Описание этого можно найти во второй части этой книги в главе 2, «Памятуя настоящее».
6. «Записи акаши» является наполовину шутливой ссылкой на понятие, приобретшее популярность благодаря Теософскому движению. Трунгпа Ринпоче, очевидно, использует этот термин, знакомый многим из его слушателей, чтобы на данном этапе не вдаваться в собственное техническое объяснение.
Идея заключается в том, что запись чьих-то хороших и плохих поступков, чья-то карма, содержится в некоей трансцендентальной сфере (акаша на санскрите означает «пространство») и продолжает оказывать влияние на человека на протяжении последующих жизней. Буддийское понятие, соотносящееся до некоторой степени с этим понятием, это так называемое «хранилище сознание» (санскритское алая виджняна), где прошлые действия оставляют отпечатки или память. Эти кармические отпечатки порождают склонность в будущем к повторению действий, похожих на те, которые произвели их. Хотя буддийское понятие выполняет примерно ту же функцию, оно значительно отличается от Теософского понимания. Оно является более безличным, потому что в буддийском воззрении нет определенного эго или себя, которое переходит из рождения в рождение. Также нет божества или другого наблюдателя, который судит карму как хорошую или плохую, кроме как показного наблюдателя, сфабрикованного эго.
7. Здесь Трунгпа Ринпоче еще раз говорит о неуклюжем и болезненном ощущении я-качества, связанного с основным расщеплением, двойственностью.
8. Сердце буддийской традиции – это линия учеников и учителей, которые получают и передают пробужденное состояние ума как живой опыт из поколения в поколение.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 762;