ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА. были заметно ограничены. Чтобы «встретиться» с этой ситуацией, Салли выполняла упражнения, которые состояли в том
275
были заметно ограничены. Чтобы «встретиться» с этой ситуацией, Салли выполняла упражнения, которые состояли в том, что она выдвигала челюсть вперед, показывая зубы и делала попытку зарычать или огрызнуться. Это удавалось ей с трудом, она делала этот жест без всякого чувства. Со временем, однако, она стала получать удовольствие от этого действия и смогла рычать и огрызаться, издавая при этом реальные звуки. Чтобы помочь ей почувствовать зубы и принять их, я предложил ей вцепиться зубами в полотенце. Пациентка, лежа на кушетке, сделала это, а я, взявшись за другой конец полотенца, оторвал ее голову и торс от поверхности, несмотря на то, что она откидывалась назад. Ее вес, таким образом, пришелся на нижнюю часть ног и зубы, которыми она держалась за полотенце. В первый раз она почувствовала испуг, но удерживала это положение больше минуты. Опыт позволил ей почувствовать, что ее зубы живы, а также ощутить их силу и силу нижней челюсти.
Поскольку я так подробно остановился на этой истории болезни, мне бы хотелось подчеркнуть, что чувства, которые пациент выражает в процессе терапии, относительны. Из-за контраста, который они представляют по сравнению с полным отсутствием чувств, относительное телесное удовольствие переживается как блаженство. Но то, что первое время кажется очень сильным, постепенно перестает удовлетворять, по мере того как пациент прогрессирует и его требования к жизни возрастают. Для мужчины, только что закончившего институт, свобода — это все. Вскоре, однако, он пожелает большего: собственный дом, кого-то, кто разделил бы с ним постель, образ жизни и его дела и т.д. Успехи Салли следует рассматривать с учетом этого замечания. Терапия инициировала . дальнейший процесс развития.
Чтобы возвратить себе тело, надо, чтобы боль уступила место удовольствию, а отчаяние сменили позитивные чувства. Однако для шизоида путь к удовольствию лежит через боль, чтобы придти к радости, ему надо пройти сквозь отчаяние или испытать все это попере-
менно, одним словом, путь в рай лежит через ад. Шизоид, который живет в неопределенности, пустоте, бессмысленности, может осуществить эту одиссею, потому что она сулит надежду. В отрыве от тела жизнь становится иллюзией. В теле она встречается с болью, печалью, тревожностью и ужасом, но это, по крайней мере, реальные чувства, которые можно пережить и выразить. Способность чувствовать боль говорит о наличии способности чувствовать удовольствие. Устать — значить обрести способность ощутить момент отдыха. Каждое телесное чувство предполагает наличие противоположного. Быть бесчувственным — значит существовать в вакууме, холоде и безжизненности. Никто не знает этого лучше, чем шизоид, но он потерял путь назад к собственному телу. Если он отыщет его, то обретет свое брошенное, оставленное тело со всем пылом покинутого ребенка, который обрел свою любящую мать.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 633;