ОТСТУПЛЕНИЕ ШИЗОИДА
Чтобы защититься от ужаса и сумасшествия, шизоид использует две стратегии. Как мы уже упоминали, больше распространена стратегия физической и психологической ригидности, которая служит для того, чтобы подавить чувство и удержать тело под контролем эго. Противостояние приходящим из внешнего мира обидам принимает форму отвержения или разочарования. Это внутренняя крепость, где шизоид живет в относительной безопасности иллюзии или фантазии.
Но не все шизоиды ригидны. Довольно многие, например, Барбара, чей случай представлен в первой главе, вместо ригидности демонстрируют поверхностную дряблость тела или отсутствие мышечного тонуса. Формирование импульсов настолько снижено, что тело выглядит омертвелым, а не живым, периферическая заряжен-ность очень низка, кожа имеет желтоватый или серо-коричневый оттенок. Если рассуждать логически, такое состояние вроде бы должно вести к провалу ригидной за-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ЗАШИТА ОТ УЖАСА
щиты и к шизофрении. Однако в случае Барбары можно утверждать, что коллапс произошел в раннем детстве, то есть до того, как ее личность могла структурировать ригидную защиту. Барбара поддалась раньше, чем смогла оказывать сопротивление.
Чтобы объяснить личности, что рассудок еще не потерян, когда тело коллапсировано, надо, чтобы понятие шизоидной защиты против ужаса распространилось за эту ригидность. Если ужас экстремален, требуется более отчаянный маневр. Что может быть ужаснее, чем картина себя самого, приносимого в жертву? Этот образ может породить достаточно чувств для того, чтобы сойти с ума. Но Барбара и другие пациенты живут с этим ужасом и не становятся сумасшедшими. Они сохраняют рассудок, благодаря уверенности в том. что это жертвоприношение необходимо, что оно представляет собой ценность. Они отказываются от собственного тела и принимают символическую смерть, отнимая, тем самым, у ужаса его жало. Тело, в котором нет чувств, невозможно испугать или шокировать.
Итак, есть два маневра, с помощью которых шизоид может защитить себя: (1) ригидная баррикада и (2) отступление с поля действия. При отступлении шизоид сдает большую часть своих войск (мышечный тонус) и теряет способность оказывать сопротивление, но сохраняет контроль за покоем своей личности. Его можно сравнить с генералом без армии, но ведь это гораздо лучше, чем армия, в которой царит хаос без генерала. Шизофреническое состояние — это хаос, в котором все части личности разъединены между собой. Шизоидный уход — это способ избежать разгрома.
И при шизоидной ригидности, и при шизоидном отступлении защита против сумасшествия являет собой силу рационального ума, которая поддерживает социальное функционирование индивидуума в разных условиях. При шизоидной ригидности ум действует через волю. При отступлении воля бездействует, но ум объединяет силы в борьбе с неприятелем, дабы избежать финального пора-
жения. Барбара делала это, идентифицируясь со своим демоном. Не имея воли, чтобы бороться с опасностью, она избегала катастрофы, покоряясь каждой ситуации. Эта покорность была терпимой, поскольку Барбара рационализировала ее как жертву, которую надо принести в интересах выживания.
Обычно защитные маневры исключают друг друга. Человек, который направляет всю энергию на ригидную баррикаду, не может отступить, если его защита прорвана. Его эго не пластично, оно не может рационализировать поражение и падение сопротивления, ведь за этим возможен психотический срыв. Шизоид, защита которого основана на отступлении и жертве, не имеет возможности выстроить стену. Дальнейшее отступление становится невозможным и. если потребуется, может декомпенсиро-ваться шизофренией. Тем не менее, два защитных маневра соотносятся друг с другом, как логически, так и исторически. Логически, шизоидная ригидность — это защита против коллапса, в то время как отступление проистекает из разрушения прежнего сопротивления. Исторически, можно показать, что шизоидный маневр отступления и жертвы развивается в раннем возрасте, следом за безуспешной попыткой создать ригидную защиту против воздействия родительской ненависти.
НАДЛОМ И ШИЗОФРЕНИЯ
Поскольку шизоидная защита служит тому, чтобы удерживать под контролем вытесненные импульсы, она зависит от того, насколько индивидуум может осуществлять такое контролирование. Чтобы возник психотический срыв, необходимы соответственно большие силы, способные нарушить шизоидный баланс. Это не та защита, которая оберегает от невротического срыва, а то, что равносильно здоровому состоянию, сохранившемуся в личности. Я приведу здесь несколько типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 994;