ЗАШИТА ОТ УЖАСА
условиях чрезмерного потрясения действия этих сил могут приводить к различным результатам. Если функция удовольствия распалась, человек может переживать соматическое заболевание, в то время как распад воли вызовет ментальное отклонение. Таким образом, можно предвидеть взаимосвязь симптомов, которая зависит от функционального состояния всего организма. Л. Беллак сказал об этом феномене: «Среди психотиков закономерны аллергические проявления и повторные жалобы на них. возникающие после продвижений. Этот рецидив — наилучшее свидетельство подобного взаимообмена».14
Мой клинический опыт свидетельствует, что шизофреники редко проявляют симптомы общей холодности: когда они все же демонстрируют их, я уверен, что это признак клинического продвижения. Кроме этого, хорошо известно, что состояния интенсивного эмоционального возбуждения и потрясения могут облегчать физические страдания нормального человека. Возьмем, к примеру, эффект эмоционального шока при ревматоидном артрите. Исследование ремиссии этого заболевания, связанной с эмоциональным шоком, привело к использованию кортизона при его лечении. Кортизон действует так же, как кортикостероиды, которые вырабатывает мозговое вещество надпочечников во время шока или стресса.
Взаимозаменяемость симптомов драматически иллюстрирует следующий случай пациента-шизофреника, которого я лечил несколько лет. В процессе терапии большая часть шизофренических тенденций и проявлений была редуцирована. В какой-то момент, после того, как я почувствовал, что произошло значительное продвижение. у пациента возникла эпидермическая раковая опухоль на кончике носа. Пациент знал, что это новообразование развивается у него уже какое-то время, но игнорировал это. Много лет тому назад он проходил X-ray процедуры, которые ему назначили в связи с болевыми ощущениями в области лица. Я счел возникновение злокачественной опухоли в определенный момент терапии важным знаком. Может быть, проработкой шизофренических механизмов был
предотвращен уход в психоз, с помощью которого он пытался убежать от реальности, и он решил уйти от жизни с помощью раковой опухоли? Пациент принял такую интерпретацию, она пошла на пользу терапии. После того, как его успешно прооперировали, он отметил: «Я полагаю, что отрезал нос, чтобы досадить своему лицу». Однако, после операции этот человек сделал огромный шаг к тому, чтобы выстроить стабильную личность.
Я вовсе не хочу сказать, что у шизофреника не может возникнуть физического заболевания или что на фоне соматической болезни не может развиться шизофрения. Мы имеем дело с тенденциями, которые, хотя и выглядят взамоисключающими теоретическими предположениями, все же встречаются в жизни. Можно высказать гипотезу, что однажды заякоренное в реальности эго нелегко «выдернуть из грунта».
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 831;