АВТОР ПОВЕСТВОВАНИЯ. Выяснение личности автора в большой мере зависит от связи третьего Евангелия с книгой Деяний
Выяснение личности автора в большой мере зависит от связи третьего Евангелия с книгой Деяний. Если оба произведения созданы одним и тем же человеком, то сведения о нем, содержащиеся в книге Деяний, могут быть использованы для анализа Евангелия и наоборот. Автор Деяний был участником многих описываемых им событий — это видно уже из того, что он очень часто пользуется местоимением «мы». Отрывки, содержащие это «мы», дают возможность выяснить немало интересного об авторе книги.
Один из таких отрывков найден в Безанском Кодексе (D) — манускрипте шестого века, тексты которого зачастую исключительны, как и приводимый ниже стих Деян 11:28:
«И была великая радость, и когда мы собрались вместе, один из них по имени Агав предвозвестил, что по всей вселенной будет великий голод...»
Поскольку этот текст встречается только в Безанском Кодексе, его не включают в традиционно принятый текст книги Деяний. Но если он подлинный, то есть возможность утверждать, что автор был членом антиохийской церкви во время служения Варнавы и Павла.
Первая общепринятая ссылка находится в Деян 16:10, где говорится об отправлении Павла из Троады во второе миссионерское путешествие. Вероятно, автор сопровождал его из Троады в Филиппы. Во всяком случае при описании ареста Павла в Филиппах слово «мы» уже не употребляется (Деян 16:17,19-34). По-видимому, автор находился в Филиппах, но не был арестован. Отрывки с местоимением «мы» вновь появляются в рассказе о возвращении Павла в Македонию (Деян 20:6) и не исчезают почти ни разу до самого конца повествования. Правда, автор кажется незаметным во время заключения Павла в Кесарии, но ясно, что он сопровождал апостола в Рим (Деян 27:1-2 и далее) и оставался с ним в этом городе.
Между третьим Евангелием и книгой Деяний существует близкая связь. Обе книги адресованы одному и тому же человеку по имени Феофил. Вступление к Деяниям полностью соответствует содержанию евангельского повествования, поскольку автор пишет: «Первую книгу написал я тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян 1:1). Рассказ в Деян 1:2-11 о сорокадневном пребывании Христа на земле после Его воскресения, Его поучении, данном в это время ученикам, и вознесении вполне соответствует содержанию главы 24 Евангелия от Луки. Подчеркивание роли Святого Духа в Деяниях также согласуется с Евангелием. Гарнак утверждает, что стиль и лексика обеих книг очень близки между собой.1 Подробное обсуждение этого тезиса было бы слишком длинным и сложным, но можно во всяком случае утверждать, что есть достаточно оснований приписывать авторство третьего Евангелия и книги Деяний одному человеку. Поэтому все, что сказано о нем в книге Деяний, может быть отнесено к автору Евангелия от Луки.
Этот человек вполне мог быть членом антиохийской церкви, бывшим язычником, крестившимся в Антиохии не более, чем через пятнадцать лет после Пятидесятницы. Он стал другом и спутником апостола Павла и был с ним в его втором путешествии после встречи в Троаде (16:10). Он остался в Филиппах как пастор местной общины, тогда как Павел продолжил свое миссионерское служение в Ахаие и, после посещения Антиохии (Деян 18:22), в Малой Азии (Деян 19:1-41). Когда апостол во время третьего миссионерского путешествия вернулся в Филиппы, автор снова присоединился к нему (Деян 20:6) и отправился вместе с ним в Асию, а оттуда в Иерусалим.
Книга Деяний не говорит ничего о деятельности автора в период четырехлетнего заточения Павла в Кесарии, но известно, что по прошествии этого срока он сопровождает Павла в Рим, где тот должен явиться на суд кесаря.
Человек, чьи записи представляют собой лучший источник о миссионерской деятельности Павла, должен был быть близким сотрудником великого апостола. Но из всех известных нам спутников Павла, никто, кроме Луки, не может быть автором книги Деяний. В этом можно удостовериться, воспользовавшись методом исключения. Автором не мог быть Тимофей или кто-либо из упомянутых в Деян 20:4, поскольку о перечисленных там сказано: «Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде» (Деян 20:5), т.е, автор не был среди названных. В этот же список входит и Аристарх, бывший, если судить по Кол 4:7-17 и Флм 23-24, также одним из близких сотрудников Павла. Марк упоминается в книге Деяний в третьем лице, а потому не может быть ее автором. Епафрас трудился не в Филиппах, а в городах Малой Азии; Димас закончил свое служение бесславно (2 Тим 4:10); Иисус Иуст был, видимо, евреем по происхождению, между тем, как автор Деяний не был евреем. Единственным возможным кандидатом остается Лука.
Этот вывод подтверждается и анализом текста повествования. Его автор был образованным человеком, обладающим литературным даром. Манера выражать свои мысли и лексика свидетельствуют о греческом складе ума. Например, он называет жителей Мелита «варварами» (на русский это слово переведено как «иноплеменники» — Деян 28:2). Последнее вовсе не означало, что эти люди были грубыми дикарями. Греки называли так всех, кто не говорил по-гречески. Автор был, несомненно, очень наблюдательным человеком. В главе 27 содержится очень точное описание морского путешествия — это одно из самых подробных древних описаний плавания по Средиземному морю, содержащее множество географических и технических деталей. Если сравнить описание исцелений, например, в Мк 5:25-26 и Лк 8:43, то можно увидеть что второе обнаруживает точку зрении врача. Павел же, упоминая о своем помощнике, называет его «Лука, врач возлюбленный» (Кол 4:14).
Авторство Луки — сподвижника апостола Павла — подтверждается и церковным преданием. Евангелием от Луки пользовались известные христианские писатели второго века Татиан и Иустин Мученик.1 Переработанный вариант третьего Евангелия Маркион включил в свой канон, и с конца II века оно цитировалось как текст Луки. Тертуллиан цитировал Луку или ссылался на него более 500 раз.
Таким образом, авторство третьего Евангелия установлено достаточно точно. Поэтому можно кое-что сказать о самом авторе.
Он, очевидно, родился в языческой семье, получил хорошее эллинское образование и обладал немалыми интеллектуальными дарованиями. Возможно, он был одним из язычников, обращенных после первой миссии в Антиохии. О его жизни до встречи с Павлом в Троаде около 51 года практически ничего не известно. Из Троады он отправился вместе с Павлом в Македонию, где стал пастором общины в Филиппах, которая прославилась своей ревностью и преданностью своему основателю. Возможно, что «брат», упомянутый в 2 Кор 8:22, и есть Лука. Он мог быть кровным братом Тита, который был первоначально связан с Антиохией (Гал 2:3). Павел в 2 Коринфянам дает понять, что упомянутый «брат» снискал себе добрую славу в Ахаие и что он известен своим усердием в деле благовествования. Если здесь действительно идет речь о Луке, то, возможно, он, находясь в Филиппах, представлял Павла по всей Македонии и Ахаии.
Когда Павел во время третьего миссионерского путешествия посетил Филиппы, Лука вновь присоединился к нему и отправился с ним в Палестину. Нет сведений о том, где находился Лука во время заключения Павла в Кесарии. Однако он едва ли далеко уезжал, потому что присоединился к Павлу во время его путешествия в Рим и описал кораблекрушение (Деян 27). Апостол часто упоминает Луку в посланиях, написанных во время его заключения в Риме (Кол 4:14; Флм 24). Павел называет его среди своих ближайших сотрудников. Сведения о последующей жизни Луки отрывочны и недостоверны. Вероятно, он был вместе с Павлом и во время вторых римских уз вплоть до смерти апостола (2 Тим 4:11).
Лука не был сторонним наблюдателем, знающим христианство извне. Он был активным проповедником и миссионером. Его можно считать первым великим историком церкви и литературным апологетом христианства. Как один из участников проповеди Павла, обращенной к язычникам, он приводит такое свидетельство о Христе, которое должно быть понятно людям греко-римской культуры.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 859;