ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Об авторе второго евангельского повествования известно немного
Об авторе второго евангельского повествования известно немного. В самой книге он нигде не назван по имени; в ней также довольно мало мест, позволяющих делать выводы о его характере и интересах. Предание утверждает, что автором этого Евангелия был Иоанн Марк, происходивший из христианской семьи, жившей в Иерусалиме, ученик и помощник Павла, Варнавы и, возможно, Петра. О его матери, Марии, говорится в главе 12 книги Деяний. Очевидно, что эта женщина была близка с апостолами — ее дом в Иерусалиме служил местом собраний христианских руководителей, в нем происходило молитвенное собрание, на котором молились об освобождении Петра. В этот дом пришел и сам Петр ночью, после своего чудесного освобождения из тюрьмы (Деян 12:12). По-видимому, он был уверен, что найдет там верных людей в это время. Не исключено, что «горница», в которой проходила тайная вечеря, также находилась в этом доме, и что в нем ученики Иисуса собрались в день Пятидесятницы. Если это так, то Марк хорошо знал руководителей Церкви с самого момента ее зарождения.
Семья, к которой принадлежал Марк, была, вероятно, довольно зажиточной, поскольку его мать имела собственный дом и держала рабов. Д. Хейз предполагает даже, что Марк был «балованным сыном богатой вдовы.»1 Его двоюродный брат Варнава, вероятно, также был обладателем некоторого состояния, поскольку о нем сказано, что он продал поле и «принес деньги и положил к ногам апостолов» (Деян 4:37). Семья, по-видимому, была родом с Кипра. Во всяком случае о Варнаве это можно утверждать твердо (Деян 4:36). Надо полагать, что Марк воспитывался в атмосфере благочестия и культуры.
Свое служение он начал со своим родственником Варнавой, который, возвращаясь (вместе с Павлом) из Иерусалима в Антиохию (Деян 11:30), взял с собой Марка (Деян 12:25). Когда Варнава и Павел отправились в свое первое миссионерское путешествие, Марк пошел с ними в качестве помощника (Деян 13:5). Он оставался с Варнавой и Павлом во время их служения на Кипре, но когда они отправились в Асию, расстался с ними и вернулся в Иерусалим (Деян 13:13). Причина этого возвращения не объяснена — по-видимому, Марк не был призван к такому служению или у него возникли какие-то трудности эмоционального плана. Может быть, ему не нравился Павел или он не хотел общаться с язычниками. Факт тот, что он дальше с ними не пошел.
По возвращении в Антиохию Варнава предложил Павлу взять Иоанна Марка во второе путешествие. Павел возразил, поскольку не хотел брать «не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы» (Деян 15:37-39). Разногласия по этому поводу оказались столь сильными, что Павел и Варнава расстались. Варнава вместе с Марком отплыл на Кипр, а Павел с новым помощником продолжал свою миссию в Асии.
С этого момента (около 50 года) Марк исчезает со страниц новозаветных книг. Однако через десять лет упоминание о нем появляется в Послании к Колоссянам. Он вновь оказывается вместе с Павлом, на этот раз в Риме. Апостол рекомендует его общине в Колоссах. Немного позже он пишет о Марке, что тот нужен ему для служения (2 Тим 4:11). Очевидно, что они примирились после прежних разногласий и Марк весьма вырос в глазах Павла. Не исключено, что он общался в это же время и с Петром (1 Пет 5:13).Таким образом, ясно, что Иоанн Марк стоял у самых истоков зарождения Церкви и участвовал в проповеди Евангелия от Иерусалима до Рима между 30 и 65 годами н.э. Предание, передаваемое Евсевием, утверждает, что Марк основал церковь в Александрии.1
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 819;