ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Первое Евангелие традиционно приписывается Левию Матфею, мытарю, которого Иисус призвал среди двенадцати Своих учеников (Мф 9:9-13; 10:3)
Первое Евангелие традиционно приписывается Левию Матфею, мытарю, которого Иисус призвал среди двенадцати Своих учеников (Мф 9:9-13; 10:3). О нем неизвестно практически ничего, кроме имени и рода деятельности. Последний раз в Новом Завете он упоминается в Деян 1:13, где перечисляются все одиннадцать апостолов. В первом Евангелии нет никаких указаний на то, что автором его является Левий Матфей. Однако уже ранние христианские писатели считали, что именно он написал это евангельское повествование. Евсевий (прибл. 325 г.) цитирует Папия (прибл. 100 г.), который говорит, что Матфей записал на арамейском языке речения Господа и что каждый, кто мог, переводил их на греческий язык.1 Ириней за полтора столетия до Евсевия утверждал: «Матфей также распространял письменное Евангелие среди евреев на их диалекте, а Петр и Павел проповедовали в Риме и закладывали основы Церкви.»2
Из этих самых ранних утверждений о происхождении первого Евангелия можно сделать несколько выводов. Во-первых, авторство Матфея неоспоримо. Поскольку он был сравнительно незаметен среди апостолов, нет никакой выгоды приписывать именно ему создание поддельного документа. Человек, сочинивший фальшивое евангелие, наверняка предпочел бы более известного ученика Иисуса, чтобы придать своей подделке большую авторитетность. Во-вторых, свидетельства ранних церковных писателей вполне соответствуют данным о самом Матфее. Будучи мытарем, он должен был быть грамотным человеком, умеющим регулярно и аккуратно вести записи. В-третьих, предание о том, что он написал Евангелие по-арамейски, не противоречит предположению, что он позже создал его греческую версию, и эта последняя вытеснила более раннюю.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 713;