Устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Социальное назначение государствараскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.
Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:
1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;
2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;
3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);
4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;
5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;
В идеале социальное назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.
Общечеловеческое предназначение Государства- быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоѐв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций. В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:
1. Первый подход - Классовая сущность государства - состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
2. Второй подход - Общесоциальная сущность государства - способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:
• Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;
• Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
• Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;
Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства - черты классовости.
В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам,выполнение своего общесоциального назначения. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.
7. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 1187;