VI. РЕЛИГИИ И АНТИПОЛЕ.
Для нас рассмотрение истории религий - это в первую очередь эволюция человеческого самосознания, которая является неотъемлемой и основополагающей не только для земной эволюции, но и для эволюции Вселенной в целом. Насколько тесно переплетены эти понятия, мы рассмотрели на предыдущих страницах. Наша Вселенная имеет фрактальное строение, и процессы, происходящие в самой незначительной ее части, определяют изменения всей структуры в целом. Это делает нас, современную энергоинформационную сознающую материю, ответственными за любые, даже самые незначительные поступки, которые неизбежно определяют все развитие в целом.
В свое время В. И. Вернадский говорил об эволюции Вселенной как об эволюции сознания. С появлением на земле Homo sapiens эти процессы неизбежно ускорились. Большая ставка была сделана именно на человека, на самосознающее существо, однако оправдываем ли мы такое доверие? Соответствует ли наш уровень развития, самосознания нашим возможностям, тому эволюционному преимуществу, которое мы имеем. Мы думаем, что для большинства читателей нашего первого тома ответ очевиден. Но при самой критической оценке сложившейся ситуации нельзя забывать, что человечество так и не использовало свои ресурсы развития. Ситуация глобального энергоинформационного кризиса биосферы Земли имеет и свое начало, и свой конец в каждом из нас. Каждый в праве изменить свой предопределенный взгляд на мир и увидит, как доступный ему мир изменится. Спасение человеческого общества может быть только в индивидуальном развитии самосознания каждого.
Наиболее важным и интересным аспектом эволюции самосознания являются религии, обряды и верования. Это то, что отличает человека разумного от животных, и по мнению многих исследователей, является отправной точкой человеческого развития. Антропологи отмечают следы религиозной и культовой деятельности даже у неандертальцев.
Приблизительно к тому же времени относится начало и другой стороны жизнедеятельности человека - технической эволюции. В далекие времена это были примитивные орудия труда и огонь, которые можно рассматривать как первый независимый источник внешней энергии и как первую техническую систему, созданную человеком. Примечательно именно единовременное зарождение этих аспектов развития, свойственных только человеку. Эти два аспекта развития сосуществуют до сих пор в каждом из нас. Противодействие этих аспектов развития определяет противоречивость каждого человеческого существа и всей социальной структуры в целом.
Последнее время технический прогресс и информационное антиполе доминируют в сознании людей. Появляются новые технологические поколения людей, мыслящих строго линейно в рамках заданной концепции развития. Информационное антиполе зачастую становится единственным вектором человеческого развития, что, скорее всего, приведет к глобальной катастрофе, единственному способу остановить неравновесное существование системы. Самосознание, проявленное через религию, является извечным соперником антиполю и компенсирующим механизмом, необходимым для поддержания равновесия, как в сознании человека, так и в окружающей среде. Ведь техногенное сознание в чистом виде невозможно, человек никогда не сможет жить без романтики, мифа или веры. Примечательно то, как появились и развивались эти компенсирующие механизмы, когда с ростом технических возможностей и могущества человека росли его слабости и бессилие перед постижением собственной природы.
Рассмотрению некоторых примечательных аспектов этого пути посвящена эта глава. Не смотря на поливариантный рисунок энергоинформационного развития этнических групп, намечаются общие тенденции у географически разобщенных народов. Особенно хорошо это проявляется в космогонических мифах, что позволило некоторым исследователям сделать вывод об общем источнике этих знаний. Вообще, в религиоведении и по сей день больше вопросов, чем ответов. Даже при принятии версии о неком гипотетическом народе, распространявшем общие мифы и легенды, чем объяснить идентичные вехи на пути развития у географически изолированных народов, учитывая ограниченность культурных контактов древности.
Зачастую эти тенденции развития завуалированы за этнической спецификой, но, в общем, они прослеживаются очень хорошо.
Совпадения в энергоинформационном развитии разных народов позволяют нам высказать версию о природе познания как интерпретации внешних полевых воздействий одинаковых для всех. Различными оказываются только пути выражения этого единого знания в силу энергоинформационной специфичности его носителей.
Вообще энергоинформационное поле Земли крайне неоднородно. Эволюция сознания человека оказывается зависимой от множества факторов: географических, геологических, климатических, экологических. Совокупность этих условий составляет неповторимую специфику каждого региона, как во внешних проявлениях этнической группы, так и в их верованиях и обрядах. В целом эти эволюционные ареалы создают невообразимый, постоянно меняющийся паттерн нашей живой планеты. Удивительно, но современная планета имеет места, предельно близко моделирующие энергоинформационное поле как геологического прошлого (безжизненные кратеры вулканов с высоким уровнем земной энергетики), так и возможного будущего (безжизненные ледяные полюса). Столь большой разброс условий определяет и значительные различия в развитии народов в разных уголках планеты. Каждая человеческая культура и религия неповторима, как и земля, на которой живет этот народ. Эта тесная взаимосвязь отражена во всех космологических мифах и верованиях.
Мы не рассматриваем сознание человека как нечто однородное и принадлежащее только ему одному. Напротив, для нас сознание человека - это постоянное поле битвы различных энергоинформационных проявлений внешней среды, которая при таком рассмотрении оказывается неотличимой от внутреннего мира человека. Человек - это своеобразный способ восприятия внешних энергоинформационных потоков и поле их взаимодействий, а, следовательно, эволюции. В наших силах только выбрать свой путь и всегда ему соответствовать, так как выбор этого пути из других возможных не останавливается в течение всей нашей жизни.
Эволюцию человеческого сознания, как впрочем, и любую другую можно представить как совокупность движущего и стабилизирующего аспектов. Для человеческого сознания движущим аспектом можно считать идею, вдохновение и озарение. С другой стороны для каждого характерно и стабилизация достигнутого, это и есть вся сфера человеческой деятельности. Надо сказать, что доминирование одного из аспектов развития приводит к дисбалансу развития. Движение в чистом виде нерезультативно, отсутствие стабилизирующих проявлений может привести индивидуума к сумасшествию или к смерти. С другой стороны чрезмерная стабилизация и фиксация восприятия в одном положении делают существование человека абсолютно бесполезным для внешнего энергоинформационного поля вследствие потери восприимчивости к новой информации. Подобные закономерности характерны для любого развития, и мы не раз их рассматривали. Первым эволюционистом, обратившим внимание на такую закономерность, был Чарльз Дарвин, который ввел термины движущего и стабилизирующего отбора.
Применительно к эволюции человеческого сознания можно сказать, что любая религия, любая система обрядов и верований есть фиксация интуитивного подсознательного духовного поиска человека. Ценность религиозной системы не в ней самой, а именно в наличии живой связи с источником этой веры. Наиболее ценной, на наш взгляд, является религиозная система постоянно развивающаяся, в противном случае чрезмерная фиксация превращает религию в свод ритуалов и обрядов, зачастую не имеющих никакой силы. Особенно сильно такая ситуация характерна при социализации религии, придании ей государственного статуса. Подобные остановки в энергоинформационном развитии социальной группы всегда чреваты катастрофой.
Еще одним важным аспектом веры человека и роста его самосознания является его жертвенность и самоотдача, при чем формы этой жертвенности могут быть разнообразны от жертвенных даров до строительства храмов, от посещения воскресной службы до самоотречения и аскетизма. Важна адекватность и востребованность этих жертв, в противном случае, когда религия уже мертва, все жертвы напрасны и не отменяют катастрофического исхода. Очень ярким примером такой катастрофы является кризис империи ацтеков, когда увеличение человеческих жертвоприношений результата не приносило, крушение древней империи было неизбежно.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1319;