Введение. ХХ век поставил перед марксистским обществознанием новую неординарную задачу: определить формационную принадлежность и классовую природу обществ и государств
ХХ век поставил перед марксистским обществознанием новую неординарную задачу: определить формационную принадлежность и классовую природу обществ и государств, не только именовавших себя социалистическими, но и объявивших марксизм своей идейно-теоретической основой.
74 года советской истории - что это было: откат в прошлое или рывок в будущее?
Опровержение марксистской теории или ее подтверждение?
Без решения этой проблемы само дальнейшее развитие марксизма и как течения общественной мысли, и как общественно-политического движения оказалось под вопросом.
Поскольку именно Советский Союз первым объявил о построении социализма и стал ядром так называемой "мировой социалистической системы", то очевидно, что вопрос о социальной природе государств, следовавших его примеру, не может быть решен без выяснения формационной принадлежности самого советского общества. Между тем наличие по этому вопросу большого количества различных, порой взаимоисключающих мнений и концепций даже среди ученых-марксистов и считающих себя таковыми говорит о том, что эта проблема пока далека от своего окончательного разрешения.
Однако, выявить сущность какого-либо явления можно лишь сопоставив его с качественно однородными. Поэтому в этой работе много сравнительного материала из истории тех стран, которые проходили в свое время те же (но не всегда так же) этапы развития, что и наше общество. Иногда сравнительно-исторический материал даже преобладает над отечественным. Автор не считает это недостатком: книга рассчитана на людей, хорошо знающих историю СССР. Поэтому автор не ставил себе задачу полностью осветить историю Советского Союза, рассказать как развивалось советское государство, а лишь задачу объяснить, почему оно развивалось именно так, а не иначе.
К сожалению, автор не имел возможности использовать источники и литературу, изданные за пределами бывшего СССР, многие труды зарубежных марксистов. Лишь после написания данной работы он смог ознакомится с книгой английского марксиста, основателя Социалистической рабочей партии (Socialist Workers Party) Тони Клиффа “Государственный капитализм в России”[1]. Именно теория Т. Клиффа послужила основой анализируемой ниже программы Марксистской рабочей партии.
Т. Клифф убежден в том, что Великая российская революция 1917 – 1921 гг. была социалистической. Так считал в свое время В.И. Ленин и большинство зарубежных марксистов вплоть до конца ХХ в. Насколько обоснована данная точка зрения? Нам могут возразить: советское государство само называло себя социалистическим, значит так его нужно называть и нам, а революцию, в результате которой возникло это государство, следовательно нужно признать социалистической.
Христофор Колумб в конце XV в. ошибся в расчетах длинны экватора и до конца своих дней считал, что открыл морской путь в Индию. Коренных жителей открытых им земель до сих пор называют индейцами. Почему же В.И. Ленин не мог ошибаться в расчетах сроков гибели капитализма и думать, что он и его соратники начали мировую социалистическую революцию? Начатая большевиками революционная эпоха оказалась эпохой буржуазно-демократических и национально-освободительных революций, эпохой государственного капитализма для значительной части населения Земли. Все это отнюдь не означает, что морского пути в Индию вокруг земного шара не существует. Как не означает и того, что не существует сроков гибели капитализма. Открытие Колумба приблизило человечество к открытию пути вокруг земного шара. Революция, которую возглавил Ленин, расчистила путь для мировой социалистической революции, приблизила время свержения капитализма и уничтожения эксплуатации человека человеком вообще.
Для того, чтобы обогнуть земной шар морским путем, путешественникам нужно было в свое время выяснить и исправить ошибки Колумба. Сегодня пролетариям, стремящимся уничтожить систему наемного рабства и построить бесклассовое общество, нужно четко определить в чем был прав и в чем ошибался В.И. Ленин, какова природа обществ и государств, возникших после Великого Октября.
Следует также отметить, что основная масса источников по истории советского общества уже опубликована на территории бывшего СССР, поэтому опыт осмысления этого общества отечественными марксистами имеет не меньшую ценность, чем труды иностранных исследователей, многие из которых не имели возможности пользоваться русскоязычными изданиями.
Первое издание данной книги вышло в Одессе в 2003 г. тиражом 200 экз. Положительные отзывы о ней поместили российские левые газеты «Стачка» (№ 7 - ноябрь 2003) и «Левый поворот» (№ 12 – март 2004). Эти короткие отзывы тем более ценны, что в самой книге содержится критика некоторых ошибок и иллюзий этих изданий и основавшей их Марксистской рабочей партии. В 2004 г. в московском журнале «Экономико-философские тетради» (Вып. 2) свою рецензию на эту книгу поместил профессор М.И. Воейков. Хотя эти газеты и журнал малоизвестны широкой публике, заказы на книгу приходят ко мне до сих пор, и практически весь первый тираж книги уже разошелся. В связи с этим было принято решение о втором исправленном и дополненном издании книги.
Критические отзывы на эту работу прислали «Бюллетень Интернационалист», издаваемый итальянской организацией «Лотта коммуниста» (март 2005. Приложение), и редакция одесской газеты «Большевик» (декабрь 2003), бывшей тогда органом Одесского обкома ВКПБ. «Бюллетень Интернационалист» сосредоточил свою критику на 3-ей главе моей книги, обвиняя меня в том, что я не учел высказываний К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина о развитии капитализма в России еще во второй половине ХІХ в. Отмечу, что я вовсе не отрицал наличия в царской России развитого капиталистического уклада, но анализировал прежде всего не высказывания классиков, а исторические данные о социально-экономическом развитии России. Я не ставил себе целью собирать все высказывания классиков о российском капитализме: для этого одной книги явно не хватило бы. Но и те, которые приведены в данной книге, достаточно показывают правоту моих выводов.
При чем, если «Бюллетень Интернационалист» напечатал свою критику дважды (по частям в 2001 г. еще на электронный вариант этой книги и целиком в 2005), то редакция «Большевика» прислала свою критику этого «антисоветского пасквиля» частным образом. Напечатать в самой газете эту критику одесские сталинисты не решились, побоявшись видимо, что заинтересованные читатели сами возьмут эту книгу и поймут абсурдность критики.
В заключение хочу выразить искреннюю признательность всем товарищам, прочитавшим данный труд еще в рукописи, высказавшим и приславшим свои отзывы и замечания на его первое издание. Без их бескорыстной поддержки выход этой книги вряд ли был бы возможен.
I
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 625;