Третья усобица на Руси. Владимир Мономах
В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).
В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.
В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.
В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей. Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой. Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.
Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.
Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных. Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи(рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.
В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.
1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.
1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.
1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной») системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.
В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:
1. Прекращение усобиц.
2. Организация походов против Степи (против половцев).
Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.
Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.
В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.
Мероприятия Владимира:
1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах») – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую –Пространную. «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.
Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.
Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси
Причины феодальной раздробленности на Руси:
1. Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.
2. Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы.
3. Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.
4. Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.
5. Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединенное войско во главе с единым правителем.
6. Пестрый этнический состав Киевской Руси.
Значение феодальной раздробленности:
1. Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.
2. Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.
3. Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.
4. Резко ослабла обороноспособность русских земель.
5. Происходит усиление княжеских усобиц.
Особенности феодальной раздробленности:
1. В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.
2. Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.
Когда начнется процесс объединения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).
В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.
Прежде всего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI - начале XII вв., когда сюда переселяется население с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в середине XII в.), поэтому в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.
1132 – 1157 гг. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гг. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146г.) и Москва (1147г.)
1157 – 1174 гг. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 г. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г.). В 1169 г. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. Отличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.
С 1174 по 1176 гг. – правление Михаила Юрьевича.
1176 – 1212 гг. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета, но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 г.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор «Слова о полку Игореве» (1187 г.) писал о Всеволоде, что его дружина может «Дон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескать».
В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всегда привлекали сюда массу земледельческого населения. В то же время этот цветущий край постоянно подвергался набегам соседей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.
Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 г. власть в княжестве захватили бояре, надолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 г. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.
К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – «из варяг в греки» (т.е. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), - в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.
Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие необходимости в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строя – феодальной (аристократической) республики. Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136 г. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в этом государстве играл слой новгородских бояр. В отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружине, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.
Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр («триста золотых поясов»), которое решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника, вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого, возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владыку – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так же архимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.
Культура Древнерусского государства (IX - 3О-е гг. XII в.)
Древнерусская культура стала результатом сложного синтеза византийских и славянских духовных традиций. Своими корнями славянская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, бог плодородия вообще и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы и дождя). Так же почитались Велес – бог скотоводства, и Сварог – бог солнца и света.
В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.
Важнейшую роль в русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет» составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и т.д.
Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI век – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений «Слово о законе и благодати» (1049 г.) будущего митрополита Иллариона. В 1073 г. по заказу Святослава Ярославича был составлен первый Изборник – сборник текстов религиозного и светского содержания, предназначенный для чтения. Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим сводным братом Святополком. Их житие написал Нестор – автор «Повести временных лет». Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха (конец ХI - начало XII в.) – рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения сил Руси для борьбы со Степью пронизывает «Слово полку Игореве». (1187 г.). Интересно «Моление» Даниила Заточника (начало XII в.), обедневшего мелкого феодала, который жалуется князю на боярский произвол и просит его о милости.
К какому бы жанру не относилось литературное произведение его текст всегда снабжался красочными миниатюрами – иллюстрациями в рукописных книгах.
В Киевской Руси достигают своего расцвета ювелирные технологии:
· Скань (финифть) – отделка изделия узором из скрученной проволоки, проволочное кружево.
· Зернь – тончайший узор образуется путем напаивания тысяч мельчайших шариков.
· Чернь – создание узора на ювелирных изделиях путем травления.
· Эмаль (перегородчатая эмаль) – получение рисунка путем нанесения стеклообразной массы на металл.
· Гравировка – резное изображение на металле.
С принятием христианства получила развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. В качестве основного материала для строительства использовалась плинфа – разновидность кирпича. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил своеобразное развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-ти купольный Софийский собор в Киеве (1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII-ХIII вв. создается множество церквей – Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и т.д., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.
В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, святых, изображения проповедников, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в. большую известность приобрела в это время новгородская школа (Спас Нерукотворный, Успенье, Ангел златые власы).
Христианизация Руси постепенно привела к упадку скульптуры, произведения которой ассоциировались с языческими идолами
Раздел 3. Русь в XIII веке
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1638;