Введение Иваном Грозным опричнины, ее суть. Различные оценки личности Грозного
Опричнина – особая политика Ивана Грозного в 1565 – 1572 гг., направленная на укрепление самодержавной власти. Её проведение началось после того, как Иван Грозный удалился в Александровскую слободу по причине гнева на духовенство, бояр и приказных людей. Боярская дума и духовенство согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий в целях «искоренения крамолы».
Царь разделил территорию государства на две части: опричнину и земщину. Опричнина – это был своеобразный личный удел государя всея Руси. В опричнину он взял лучшие земли, принадлежавшие боярству и расположенные в основном в центральных областях страны. Изгнав с этой территории бояр, он роздал их земли своим опричникам. В опричнину были также включены черносошные земли в Поморье, дававшие большой доход. Это служило финансовой базой опричнины. Вся остальная территория государства, не попавшая под особое управление царского двора, называлась земщиной. В этих землях управление оставалось в руках бояр. Изгнанные со своих владений бояре взамен получали земли на окраинах Московского государства. Такая «перетасовка» земель сильно подорвала экономическое могущество боярства.
Опричнина стала мощной военно-карательной организацией в руках царя. Обложив земщину огромным налогом в 100 тысяч рублей, царь создал свое опричное войско. В начале оно насчитывало 1 тыс. человек (позднее уже 6 тысяч), их он отобрал из служилых людей, разместил в столице. Опричное войско было создано как привилегированная личная гвардия царя.
«Как специальный полицейский отряд, – пишет В.О. Ключевский, – опричнина получила особый мундир: у опричника были привязаны к седлу собачья голова и метла – это были знаки его должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену, грызть государевых злодеев–крамольников». Опричник ездил весь в черном с головы до ног, на вороном коне, в черной же сбруе, потому современники прозвали опричнину «тьмой кромешной». Ища боярскую крамолу, царь со своими слугами пытал, мучил, убивал не только бояр, но и их жен, детей, слуг, принадлежавших им крестьян. В 1570 году Иван Грозный по ложному доносу разгромил Великий Новгород. Более месяца продолжался погром в Новгороде. Погибли тысячи людей. Город был опустошен.
Результаты опричнины оказались трагичными для страны. В России воцарилась разруха. Производительные силы были подорваны. Кровавый террор, по имеющимся у историков данным, унес десятки тысяч человеческих жизней.
Путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным для России. Многие русские историки резко отрицательно относились как к опричнине, так и к личности Ивана Грозного. М.Н. Погодин называл его «громким ничтожеством», не сделавшем ничего замечательного для страны. По мнению же С. Соловьева «при всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперед к победе государственных начал». В 1930 годы в советской исторической науке торжествовало благосклонное отношение к деятельности Ивана Грозного по укреплению централизованного государства. Позже ведущие советские историки (А. Зимин, Н.Носов и др.) выступили с отрицанием прогрессивности опричнины. «Образование опричнины, – отмечает Р. Скрынников, – знаменовало собой своего рода верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления».
Думается, глубоко прав был в своей оценке роли Ивана Грозного В. Ключевский, сравнивавший его с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы, погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели». Нельзя не согласиться и с Карамзиным, который царствование Ивана Грозного ставит по его конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени.
Вывод:Личность и деятельность Ивана Грозного были столь же противоречивы, как и вся эпоха становления и укрепления Российского государства.
Он был сыном жестокого века, тираном и опричнина, введенная им в 1565 году, – тому подтверждение. Но уже в 1572 году царь вынужден был пойти на отмену опричнины и даже запретил под страхом смертной казни само упоминание этого слова. Ситуация в стране была чревата угрозой смуты, социальных потрясений, как и в 1549 году, когда правительство пошло на созыв первого Земского Собора. Как ни велико было желание Ивана Грозного стать неограниченным монархом, время требовало расширить социальную базу монархии путем создания в центре и на местах сословно-представительных учреждений. Время абсолютизма еще не пришло. Опричнина не смогла изменить основных тенденций общественного развития. Хотя царь в годы опричнины смог разделаться с неугодными ему членами Земского Собора 1566 года, сама система Земских Соборов стала важной частью государственного механизма XVI – XVII веков.
Попытка «перескочить» через стадию сословно–представительной монархии, заменить её восточной деспотией, в целом провалилась.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1337;