Нос — источник подсказок
Один из жестов, который выдает лжеца, -- это «рот на замке». Когда лжец совершает подобный жест, возникает впечатление, будто он стремится прикрыть потенциальный источник разоблачения. Подобные жесты основаны на бессознательном представлении о том, что если окружающие не смогут увидеть рот лжеца, они никогда не догадаются, откуда исходит ложь. Жесты типа «рот на замке», могут иметь широкий спектр вариантов: от полного варианта, когда рука полностью прикрывает рот, до жестов, при которых рука поддерживает подбородок, а палец то и дело притрагивается к уголкам губ. Прикрывая ладонью губы или держа пальцы возле рта, лжец ведет себя во многом как преступник, который не может удержаться от соблазна вернуться на место преступления. Рука, словно сентиментальный рецидивист, сама невольно тянется к источнику опасности: ведь окружающие в любой момент могут заметить этот жест и догадаться, что частые прикасания к губам есть не что иное, как попытка скрыть источник лжи.
Интересно, что существует своего рода замещающий жест, когда лжец вместо прикосновения к губам то и дело притрагивается к собственному носу. Притрагиваясь к носу, лжец на какой-то миг ощущает себя в безопасности, поскольку он одновременно прикрывает рот, не рискуя привлечь внимание к тому, чем он на самом деле обеспокоен. В этом смысле прикосновение к носу выполняет роль жеста, замещающего прикосновение к губам. Это — подсказка-уловка', она стремится создать впечатление, будто человек попросту почесывает нос, но на самом деле его намерения заключаются в том, чтобы прикрыть собственный рот.
Существует также целая школа психологов, которые утверждают, что прикосновение к носу -- это жест обмана, не имеющий никакого отношения ко рту и губам. Один из сторонников этой идеи -- Алан Хирш, который совместно с Чарлзом Вольфом осуществил детальный анализ поведения Билла Клинтона, когда4от давал показания на заседании Большого жюри в августе 1998 г. На этом заседании президент отрицал, что он имел сексуальный контакт с Моникой Левински. И вот Хирш и Вольф установили, что когда Клинтон говорил суду правду, он вообще не при трагивался к собственному носу, но когда он позволил себе солгать, рассказывая о своих отношениях с Моникой Левински, он притрагивался к носу в среднем каждые четыре минуты. Хирш назвал этот жест «синдромом Пиноккио (Бурати но)», по имени знаменитого сказочного персонажа, деревянный нос которого становился чуточку длиннее всякий раз, когда тот говорил неправду Хирш утверждает, что когда человек говорит заведомую ложь, его нос наливается кровью, что сопровождается неприятным ощущением, от которого он стремится избавиться, притрагиваясь к носу или почесывая его.
Однако против «синдрома Пиноккио» можно выдвинуть по меньшей мере два аргумента. Один из них заключается в том, что прикосновение к носу может быть всего лишь симптомом беспокойства, а отнюдь не признаком лживости. Другой сводится к тому, что когда люди намеренно лгут, они чаще всего испытывают неловкость и опасение оказаться разоблаченными, а подобные эмоции чаще всего ассоциируются с прямо противоположным эффектом, когда кровь отливает от лица, то есть, другими словами, происходи! сужение сосудов, а не их расширение. Такова точка зрения Марка Франка из Университета Ратжерса. Франк также указывает, что экспериментальные исследования психосоматики лжи не позволяют считать прикосновение к носу явным признаком лживости.
Разумеется, вполне возможно, что прикосновения к носу как знак лжи действительно не встречались во время лабораторных исследований, когда ставки в игре невелики и цена, которую человеку придется платить, если он будет уличен во лжи, мягко говоря, не слишком велика. Кроме того, вполне возможно, что прикосновение к носу необязательно является универсальным жестом о лживости; не исключено, что это —
«Рот на замке» — одна из важнейших подсказок о лжи.
Давая показания на заседании Большого жюри,
в ходе разбирательств, связанных с процедурой
импичмента, Билл Клинтон часто притрагивался
пальцами к губам. В числе других подсказок о лжи,
замеченных в поведении президента, были нервная
потливость, скованность движений рук и непривычно
долгие взгляды.
одна из фирменных подсказок, свойственных некоторым людям, в том числе и Биллу Клинтону.
Наконец, вполне возможно, что прикосновение к носу вообще не имеет никакого отношения ко лжи и беспокойству, а представляет собой жест бессознательной неприязни. Рэй Бердуистелл полагает, что если человек потирает нос в присутствии другого, это говорит о том, что первым из них питает явную неприязнь ко второму. По его словам, «потирание» носа является среди американцев таким же знаком неприязни и отказа, как и слово «нет». Если принять подобную интерпретацию, получается, что характерный жест Билла Клинтона прикосновение к носу во время заседаний Большого жюри -- можно рас сматривать как выражение его глубокой неприязни к членам жюри, а отнюдь не подсказка о том, что он лгал им.
В завершение этой дискуссии хотелось бы заметить, что по-прежнему нерешенным остается вопрос о том, что же мы, собственно, имеем и виду, когда говорим, что тот или иной человек лжет? Действительно ли мы уверены в том, что они лгут, или же они сами сознают, что не говорят всей правды? Как подчеркивает Марк Франк, этот вопрос особенно важен в конкретном случае с Биллом Клинтоном и дачей им показаний и ходе разбирательств, связанных со скандалом вокруг Моники Левински. Некоторые люди склонны утверждать, что Клинтон прекрасно сознавал, что говорит заведомую ложь, тогда как другие настаивают, что, предложив свое собственное определение «сексуального контакта» и соответствующим образом выстроив свои показания, президент вообще не лгал. В этой связи возникает любопытный вопрос: действительно ли люди, которым приходится убеждать себя самих в том, что они не лгут, держат себя несколько иначе, чем те, кто априорно исходят из убеждения, что они говорят правду.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 862;