Подсказки — знак дружелюбных намерений
Политики весьма часто пытаются отвести от себя агрессию, представая на публике людьми весьма дружелюбными, другими словами, людьми такого сорта, нападать на которых никогда и ни у кого не будет ни малейшего повода. Рональд Рейган однажды совершил нечто подобное, суть чего как бы кристаллизовалась в его знаменитом замечании, сделанном входе президентских дебатов, когда он, обернувшись к Джимми Картеру, произнес: «Опять вы за свое», — тем самым как бы намекая, что Картер прежде уже допустил какую-то нечестность, пытаясь атаковать его. Улыбки Рейгана, как правило, были широкими и дружелюбными. В отличие от многих других политиков, у которых улыбка ограничивалась областью рта, улыбки Рейгана часто затрагивали и его глаза, демонстрируя, что выказываемые им чувства дружелюбия и радости были искренними и неподдельными. Самое главное в успехе такой искренней улыбки — это то, что она имеет больше шансов вызвать ответную улыбку со стороны других и, как следствие этого, поможет им обрести более позитивное расположение к тому, кто улыбнулся первым. Искренние улыбки подобны магнитам: они действуют и на значительном расстоянии, меняя настрой людей и помогая им обратиться душой к источнику улыбки. Именно это делает подобные улыбки столь эффективным оборонительным оружием в политике.
Рейган часто прибегал и к модернизированной версии другой улыбки — улыбки «отвисшая челюсть». И не случайно Билл Клинтон, которьш был столь же озабочен своим внешним имиджем, тоже ввел в свой репертуар улыбку «отвисшая челюсть», возможно, пользуясь ею даже чаще, чем Рейган. Но что же такого особенного в улыбке «отвисшая челюсть»? Что отличает ее от других улыбок и придает ей такую выразительность?
При улыбках рот может открываться весьма и весьма по-разному. Одна из крайностей — когда рот практически не открывается или приоткрывается едва-едва. В результате возникает так называемая «закрытая улыбка», когда губы во время улыбки остаются плотно сжатыми, «улыбка одними верхними зубами», когда приоткрываются только верхние зубы, или «улыбка во весь рот», когда открываются и верхние и нижние зубы. С другой стороны, при улыбке «отвисшая челюсть» рот открыт достаточно широко, так что видны оба ряда зубов. Отличительная черта улыбки «отвисшая челюсть» -- это то, что она выглядит практически так же, как знаменитая «улыбка» шимпанзе, которая согласно теории эволюции и является предшественницей улыбки и смеха человека. Благодаря своей подчеркнутой драматичности улыбки типа «отвисшая челюсть» заметны со значительно большего расстояния. Но то, что действительно отличает улыбку «отвисшая челюсть» от всех прочих вариантов улыбок и почему она особенно рекомендуется для политиков, заключается в том, что она, по сути, выглядит как смех. Это оказывает на окружающих тройное
(воздействие. Во-первых, улыбка «отвисшая челюсть» выражает примитивное чувство радости. Во-вторых, она не содержит ни малейшего намека на заискивающее умиротворение, которое присутствует в других улыбках, и, в-третьих, поскольку смех является куда более заразительным, чем улыбка, улыбка «отвисшая челюсть», имитирующая смех, имеет больше шансов вызвать ответную реакцию у окружающих. Таким образом, улыбка «отвисшая челюсть» делает выражение лица политика одновременно шутливым и лишенным какой бы то ни было угрозы, благодаря чему другим людям тоже передается шутливое и спокойное настроение.
Существуют и другие способы, с помощью которых политики создают выражение дружелюбия. Одной из излюбленных подсказок-автографов Рейгана был его знаменитый «поворот головы» -лукавая полуулыбка, сопровождавшаяся потряхиванием головы и взъерошиванием волос, к которой он прибегал, когда хотел выглядеть демократичным и, что называется, рубахой-парнем. По сути, если рассматривать характер движений и выражаемую ими информацию, рейгановский «поворот головы» очень напоминает подмигивание. Как и подмигивание, эта гримаса затрагивает только одну половину лица. И информация, как и при подмигивании, достаточно проста: она состоит в том, чтобы вызвать в других людях чувство причастности к чему-либо. Однако рейгановский поворот головы, помимо всего прочего, заключал в себе нечто компанейское, почти мальчишеское. Эта гримаса позволяла ему на миг сделаться похожим на Гекльберри Финна или одного из тех дерзких, отчаянно гримасничающих мальчишек, которых часто можно увидеть в фильмах для подростков. Этот жест срабатывал в особенности потому, что они придавал Рейгану вид человека, располагающего к себе, которому угрожает опасность.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 726;