Сущность человека и сущность религии.
Предметом философии Фейербаха является человек. У Фейербаха мы имеем вполне материалистическое понимание человека, как биологического существа, отличающееся от прочих животных наличием сознания. Этим он вовсе не хочет сказать, что животные подобны машинам, действующим на рефлексах. Животное способно помыслить единичное, схватить связь единичного с единичным[1]. Человек же способен помыслить общее, отнести ту или иную вещь к некоему классу (это – чашка, это – дерево); то есть – помыслить ее сущность. Это Фейербах и понимает под «сознанием» (способность мыслить род, то есть общее).
Итак, человек отличается от животного тем, что способен помыслить сущность той или иной вещи, мира в целом, себя самого. Фейербаха больше всего интересует последнее.
Сознание человеческое так устроено, что изначально он эту свою сущность мыслит в некоем отчужденном виде. Человек способен помыслить свою сущность, но изначально он мыслит (полагает) ее как некое отдельное, иное по отношению к нему существо, то есть Бога.
Согласно Фейербаху, человек создал Бога по своему образу и подобию, наделив его в неограниченной степени всеми теми положительными качествами, которыми хотел бы обладать сам. Бог, по Фейербаху – совершенный человек, сущность человека.
Основная работа Фейербаха – «Сущность христианства». Фейербах – атеист. Но при этом он не полагает, что религия (конкретно он рассматривает христианство) должна быть отброшена как случайный предрассудок. Религия, согласно Фейербаху заслуживает серьезного анализа, в ней есть значимое содержание, которое нужно извлечь. Религия хранит истину, но в отчужденном, искаженном виде. Поэтому она (согласно Фейербаху) с одной стороны – ценность, с другой стороны – зло. Ведь наделяя Бога всеми возможными положительными свойствами, человек отказывает в них себе, отказывает себе в возможности бесконечного совершенствования, занижает планку требований к себе.
Религия, согласно Фейербаху – не случайный промах, а необходимый этап становления самосознания человека. Человек в будущем должен понять, что, мысля Бога, он мыслил себя и присвоить себе назад эту свою человеческую сущность.
И еще причина, по которой человек творит Бога, - это страх. Как мыслящее существо, человек не может не понимать, что мир не добрый и не злой, что миру до него нет никакого дела. Он – безличный. И поэтому человек творит лицо, наделяет мир лицом, которое смотрело бы на человека. В будущем, как полагал Фейербах, человек станет сильнее, научится как-то иначе бороться с этим своим страхом (или, по крайней мере, осознавать его).
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 962;