Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления
Мышление - это деятельность. Чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т. е. от личности в целом. Особенно ярко выступает нарушение личностного компонента в таком виде нарушений, которое характеризуется как «разноплановость мышления».
Разноплановость мышления
Нарушение мышления, обозначаемое как «разноплановость», заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают как бы в разных плоскостях. При разноплановости мышления сама основа классификации не носит единого характера. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов и установок. Вот некоторые примеры.
Пример 1. Больной Г. (шизофрения, параноидная форма) в методике «Классификация картинок» выделяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании материала (железные), а то на основании цвета (картинки окрашены в синий и красный цвета). Другие предме-
ты он объединяет на основании моральных и общетеоретических представлений (группа «выметавших плохое из жизни»; группа, «свидетельствующая о силе ума человеческого» и т. п.).
Пример 2. Некоторые больные при выполнении этого задания руководствовались личными вкусами или обрывками воспоминаний. Больной С. (параноидная форма шизофрении), выполняя задание «Классификация предметов», пытается образовать группы животных, растений, но тут же добавляет: «Но если подходить с точки зрения моего личного вкуса, то я не люблю грибы, я выброшу эту карточку. Когда-то отравился грибами, и вот это платье мне тоже не нравится, оно не изящное, я их положу в сторону, а вот моряк мне нравится, и спорт я признаю (объединяет моряка и лыжника в одну группу)». Как видим, больной теряет цель заданиям не потому, что он истощился, а потому, что выполняет классификацию исходя то из личного вкуса, то, кладет в основу воспоминание о том, что он «отравился грибами».
Пример 3. Разноплановость мышления проявляется также при выполнении задания «Исключение предметов». Больная И. способна выполнить задание на обобщенном уровне; она исключает солнце как естественное светило, но тут же выделяет очки на основании личного вкуса: «она не любит их», а не потому, что они не являются измерительным прибором. На таком же основании она выделяет и зонтик.
4.2. Резонерство
Резонерство - это расстройство мышления определяется клиницистами как «склонность к бесплодному мудрствованию», как тенденция к непродуктивным многоречевым рассуждениям.
Например, больной психопатией, который в опыте на пиктограмму подбирает адекватные связи для запоминания слова «развитие», рисует двух людей, расходящихся в разные стороны, объясняя: «Это разлука, разлука приводит к усовершенствованию, ведь разлука - это печапь, а чувство печали облагораживает человека, снимает его мещанскую шелуху самодовольства».
Другая больная при предъявлении пословицы «Не все то золото, что блестит» говорит: «Это значит, что обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание». И тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что, с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность».
И еще один показательный пример (Из протокола Т. И. Тепе-ницыной).
Во время исследования настроение больной приподнятое, довольна. Тон высказываний - восторженный. Много беспричинно смеется. Манерна, многоречива. Обнаружила хорошую память, из 10 слов сразу же воспроизводила 10 почти в том же порядке, могла дословно повторить сложные тексты.
Склонность к резонерству особенно четко выступает в экспериментах на обобщение. Так, объединяя в группу «петуха, моряка, женщину», говорит: «Петух гордый, моряк стройный, а женщина красивая»; «дерево, жука» - «Дерево можно к таракану, потому что никто не знает, откуда произошли деревья и никто не знает, откуда произошли тараканы» и т. д.
Аналогичные результаты выявляются при определении слова «голова»: «Голова - это та часть тела, без которой жить невозможно. Невозможно! Это, как говорит Маяковский, - мозг класса, сила класса. В голове расположен мозг - мозг тела, сила тела - вот что такое голова. Без руки жить можно, без ноги -можно, а без головы не рекомендуется».
Думаю, этих примеров достаточно, чтобы понять, что такое резонерство.
4.3. Нарушение критичности мышления
Понятие критичности в психиатрии и в патопсихологии употребляется в двух разных значениях.
В первом случае имеется в виду критичное отношение к бреду, к галлюцинациям и другим болезненным переживаниям.
Во втором - тот вид критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.
Рассмотрим проявление этого (во втором смысле) нарушения в разных экспериментах с больными.
При выполнении экспериментальных заданий на классификацию у больных обнаруживается особая группа ошибок, которую можно было характеризовать как бездумную манипуляцию предметами. Больные, не вслушавшись в инструкцию, бегло взглянув на карточки, начинали раскладывать предметы по группам, не проверяя себя. Например, один из больных начинает складывать в одну группу карточки: «медведь», «термометр», «лопата», «шкаф»; в другую группу собирает карточки, находящиеся по краям: «гриб», «птица», «велосипед». При указании экспериментатора, что группы надо отбирать по смыслу, чтобы карточки подходили друг к другу, больной правильно сортирует карточки, выделяя группы по обобщенному признаку (животные, мебель, люди, растения).
Другой больной, которому показывали серию картинок, изображающих нападение волков на мальчика, идущего в школу, едва взглянув на картинки, ответил: «Мальчик лезет на дерево, хочет нарвать яблок, вероятно». Экспериментатор: «Посмотрите внимательнее». Больной: «Мальчик спасается от волков».
Обнаружены различные уровни проявления некритичности: 1) одни больные сами исправляли свои ошибки; 2) другие делали это только под «нажимом» экспериментатора; 3) третьи, несмотря ни на что, отстаивали свои решения.
Особенно показательным для выявления некритичности мышления является вариант методики Эббингауза, когда испытуемым предлагаются небольшие рассказы с пропущенными словами с инструкцией заполнить пропуски. В качестве примеров приведем два типичных для таких испытаний рассказа:
1. Лев стал... и не мог ходить на... Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился... И вот другие звери стали приходить и навещать больного.., и когда они приходили, он набрасывайся на них и... Пришла лисица, но в берлогу
не вошла, а остановилась у... Лев спросил у нее: «Чего же ты не войдешь ко мне?» А... отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей.., но не вижу... которые вели бы обратно».
2. Один человек заказал пряхе тонкие... Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки.., и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, то вот тебе другие», и она показала на... место. Он сказал, что не видит. «Оттого и не видишь, что они очень тонки. Я и сама их не вижу». Дурак обрадовался и заказал себе еще таких, а за эти заплатил деньги.
По данным Урусовой-Белозерцевой, из 18 больных описываемой группы лишь четверо сначала прочитали рассказ, остальные 14 испытуемых заполнили пропуски «с ходу», не обращая внимания на следующие за ними фразы.
Исследователи отмечают, что контрольные опыты, проведенные над больными со снижением уровня общения, но и критическим отношением к себе, выявили иную картину: даже те больные, которые плохо справлялись с заданиями, всегда прочитывали весь рассказ, обдумывали вставляемое слово. Вот образцы выполнения заданий больными описываемой группы.
Больной Т.: «Один человек заказал пряхе тонкие руки (нитки). Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки нет (толсты) и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха вязала: «Если тебе эти не тонки, то вот тебе другие», и она показала другое (пустое) место. Он сказал, что не видит. «Оттого и не видишь, что они тонкие, я и сама их не вижу». Дурак обрадовался и заказал, себе еще две руки (ниток), а за эти заплатил деньги».
Больной М.: «Лев стал рычать (стареть) и не мог ходить на охоту. Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился спящим (больным). И вот другие звери стали приходить навещать больного оленя (льва), Когда они приходили, он набрасывался и съедал их».
В приведенных исследованиях бьл подвергнут анализу вопрос о влиянии оценки экспериментатора на критическое отношение больных к продукту своей деятельности. После того, как испытуемый заполнил текст, экспериментатор доводил до его
сведения, что им допущены ошибки и ему надлежит их исправить. Замечания эксперимента по-разному отразились на отношении к работе испытуемых.
Здоровые испытуемые (контрольная группа) внимательно просматривали текст и исправляли ошибки. Часть больных с критическим отношением к ситуации эксперимента тоже исправляла ошибки, иногда даже выявляя парадоксальное явление: они были настолько озабочены проверкой, так напряженно проверяли, что их усилия приводили к новым ошибкам, и лишь определенная часть больных оставалась безразличными к проверке, у них не возникала установка на исправление ошибок. Это были больные шизофренией, в клинической картине которых наблюдались симптомы вялости, безучастия.
Резюмируя, можно сказать, что описанные в этом параграфе нарушения мышления, называемые как «нарушение критичности мышления», по существу выходят за пределы нарушений познавательных процессов и должны рассматриваться как невозможность осознать и оценить свое поведение в целом, т. е. как некритичность личности, как нарушение подконтрольности поведения в широком смысле этого слова.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 889;