СЕЛЬ - КАМЕННЫЙ ПОТОК
Сель — это стремительный поток со скоростью в среднем 15 км/ч, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейне небольшой горной реки, характеризующийся резким подъемом уровня воды, волновым движением, кратковременностью действия (1—3 ч), разрушительным эффектом. О приближении селевого потока свидетельствует характерный звук перекатывающихся и ударяющихся друг о друга валунов и камней (напоминает звук мчащегося поезда). Сель подразделяется на следующие типы:
- дождевой (результат ливней и затянувшихся дождей), самый массовый;
- снеговой (результат интенсивного снеготаяния), господствует в горах;
- ледниковый (следствие интенсивного таяния ледников), наиболее мощный;
- вулканический (результат извержения вулканов), отличается большой длиной пути и значительным объемом выносов;
- сейсмогенный (спутник землетрясений), формируется в районах высокой сейсмичности (более 8 баллов);
- лимногенный (результат прорыва естественных высокогорных озерных плотин);
- антропогенный (результат длительной и нерациональной эксплуатации человеком территорий в горах, на участках вырубленных лесов, пастбищ, размыва склонов и русел рек).
Сели всегда были бичом горных районов и ближних предгорий во всех странах, внушая их жителям суеверный страх. Люди называли сели происками колдунов, злобной шалостью горных духов, проклятием злых богов и карой Господней. Они знали: землетрясение, извержение вулкана, ливни в горах или просто летнее таяние горных снегов означают, что с минуты на минуту с гор пойдет грязевой поток. Он будет нестись со скоростью табуна взбесившихся лошадей и безжалостно уничтожит все, что окажется на его пути: поля, пастбища, деревни и целые города. Там, где пройдет сель, останется лишь пустыня.
8 июня 1921 г. в г. Алма-Ате весь день шли короткие, но мощные ливни. Горы были закрыты низкими темными тучами. А вечером жители Алма-Аты услышали нарастающий низкий гул со стороны гор. То был водяной вал высотой до 5 м, несущийся по руслу реки Малой Алматинки, выходящей из ущелья Медео. Переполненная река затопила прибрежные кварталы. Вода залила дворы, унося прочь мусор и мелкую домашнюю живность, но быстро спала, не наделав больших бед.
Горожане успокоенно отходили ко сну. Но многим из них проснуться было не суждено, ибо за схлынувшим водяным потоком надвигался более тяжелый, а потому запоздавший вал из грязи, камней и поваленных деревьев. На своем пути он выдирал со склонов гор и берегов ущелья все новые тонны песка и камня, тем самым увеличивая свою силу. Вскоре этот вал вышел в долину и принялся крушить сады и дачные домики у подножия гор, обращая местность в грязекаменную пустыню, похожую на лунный ландшафт. Дождливый ночной мрак дрожал от оглушительного грохота. Поднялась суматоха. Одни люди, подхватив на руки малолетних детей, спешно бежали прочь. Другие пытались унести самое ценное имущество и увести домашний скот. Третьи, разбуженные грохотом, спросонья тщетно пытались понять, в чем дело. Четвертые, решив, что опять началось землетрясение, предпочитали оставаться в домах, надеясь на их прочность и боясь ночного хаоса и трещин в земле, порожденных подземной стихией. Многим горожанам промедление стоило жизни.
Гигантский грязевой поток оказался таким густым, что наползал со скоростью "всего лишь" 15 км/ч. Для селей подобная скорость не столь уж велика, но и этого было достаточно, чтобы настичь каждого, кто замешкался с бегством.
Вал грязи высотой с двухэтажный дом и шириной 200 м подмял первые кварталы и прошел через город из конца в конец. Он нес в себе глыбы камня, масса которых порой достигала 20 т.
Стволы деревьев, бревенчатые стены домов и заборов переламывались, как щепки в челюстях какого-то гигантского зверя. Некоторые дома были сорваны с фундаментов и плыли по поверхности селевого потока. В их окнах горел свет и были видны силуэты людей, мечущихся в панике. Призывы о помощи перекрывались грохотом, в котором невозможно было услышать даже крик в самое ухо.
"Бедствие это было особенно страшно, потому что случилось оно в безлунную ночь, при проливном дожде, в абсолютной темноте, и гибнущие люди часто даже не понимали, что происходит", — писал свидетель той катастрофы.
Вслед за первым грязевым потоком на город навалился второй, разрушивший то, чего не коснулся первый. Потом пришел третий, четвертый, пятый... Итого в течение часа на город обрушилось 8—10 селевых волн, шедших одна за другой. Общая масса камней, принесенных селем в город, составляла более трех миллионов тонн.
Наконец селевая масса проломила бетонную плотину реки Малой Алматинки, и поток пошел по речному руслу. Лишь это спасло город от полного и окончательного уничтожения.
Под утро, убедившись, что стихия угомонилась, алмаатинцы, бежавшие из города, стали возвращаться, чтобы посмотреть на руины своих жилищ, отыскать близких, пропавших в суматохе, и попытаться спасти остатки имущества. Стали выбираться наружу и те, кто отсиживался в домах. В одном из них люди провели ночь в страхе, ибо во мраке и грохоте дом бесконечно трясло и поворачивало, как избушку Бабы Яги. Каким-то чудом он уцелел, но сильно накренился и был развернут в совершенно другую сторону. Вокруг него вместо улиц, садов и домов простирался уродливый пустырь, залитый серой грязью, из которой кое-где поднимались скалы. Их высота порой многократно превышала человеческий рост.
Самые сильные разрушения поток причинил верхней части города. Даже сама местность там стала неузнаваемой. Повсюду зияли колоссальные промоины и овраги, загроможденные громадными каменными глыбами и тысячами валунов, принесенных потоком с гор. На месте одной из улиц во всю ее ширину образовался глубокий лог. Алмаатинцы были настолько потрясены увиденным, что молча подолгу взирали на картину разрушения, совершенно подавленные. Люди старались припомнить, что было раньше на месте каменного хаоса, лежащего перед их глазами, или глубокой промоины, преграждающей путь.
Иногда это удавалось, иногда нет.
Погибли свыше 500 человек, сотни получили травмы и увечья. Сель разрушил до основания 65 жилых домов и 174 хозяйственные постройки, уничтожил все мельницы, 2 кожевенных завода и табачную фабрику. И если бы не здешние градостроительные правила, запрещавшие домам тесниться друг к другу, количество разрушений и жертв было бы несравнимо больше. Многих людей сель разорил и тем, что уничтожил земельные наделы, оставив на их месте овраги, содрав с земли плодородный слой. Кроме того, густая грязь быстро высыхала под жарким солнцем, обращаясь в нечто похожее на бетон. Лопаты, кирки и ломы оказывались бессильны разбить эту монолитную массу, слой которой был толщиной до двух метров. Устоявшие деревья в местах, залитых грязью, вскоре погибли, ибо бетонообразная масса, пропитав землю, сковала и умертвила их корни.
К предупредительным противоселевым мероприятиям относятся:
- устройство противоселевых плотин, дамб, обводных каналов и других защитных сооружений;
- заблаговременный пропуск воды с горных водоемов по естественным и искусственным руслам;
- укрепление земли на горных склонах посадками леса, другой растительностью;
- организация системы наблюдения и оповещения, планирование маршрутов эвакуации людей, вывода техники, перегона скота в безопасное место.
Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 1136;