УСИЛИВАЕМ ГУМИФИКАЦИЮ: МИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Чтобы растущая почва лучше кормила растения, в ней должны работать оба блока микробов: и гумификаторы-накопители, и симбионты-снабженцы. Многие микробные препараты есть в продаже. Всё это – взятая из почв дружественная микрофлора, весьма полезная в качестве живой закваски. Внося стартовые дозы биопрепаратов, мы регулируем и ускоряем гумификацию.
Ситуация и тут довольно странная: учёные постоянно открывают новых полезных микробов, создают новые препараты – но цельной, продуктивной технологии их применения как не было, так и нет. Что ж, спасение малых хозяйств – дело рук самих малых хозяйств!
Арсенал биопрепаратов неплохо описан в «Защите вместо борьбы». Тут мы рассмотрим его под другим углом.
1. СИСТЕМА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ – гумификаторы. Здесь три сапрофитных группы: микробы, грибы и черви.
Микробы – в основном, известные ЭМ: Кюссей-ЭМ, он же Восток-ЭМ, агрономически полезные микробы (АПМ) от ПО «Сияние», производимые в Новосибирске фирмой «ЭМ-Биотех» (www.sianie1.ru , www.embiotech.ru) и разные их «родичи» вроде Байкала-ЭМ1 и Стимулина.
Рассматривать отдельные препараты вряд ли стоит: качество их партий, мягко говоря, очень разное. Да и применяют их настолько по-разному, что сравнивать результаты нет никакой возможности. У одних лучше работает то, у других – это, у третьих вообще не работает. И учёные спорят о результатах не меньше. Тут ведь важен опыт: понять микробов, приспособиться к ним – и дать им время обжиться на вашем участке.
Нужно определённо сказать о качестве жидких препаратов: хранятся они недолго, а подделываются слишком часто. Если концентрат (пробирку) можно хранить до года, то разведённый препарат (бутылка) портится за пару недель: в растворе одни микробы быстро вытесняют других. В сладких растворах ЭМ всё заканчивается молочнокислым, а потом и уксусным закисанием. Поэтому не тратьте деньги, видя в продаже бутылку с «готовым ЭМ»!
Гораздо надёжнее в этом смысле препараты «Сияние»: они сухие. Специально отобранные микробы отлично хранятся на сухих отрубях. Можно вносить их россыпью, а можно делать жидкие препараты. Кроме того, новосибирские микробы взяты из почв Сибири и лучше к ним приспособлены. В средней полосе препараты «Сияние» дают весьма стабильные результаты. А вот на степном юге, в открытых почвах, страдают от жары и сухости.
Особо нужно сказать о Кюссее-ЭМ. В Японии это уже не просто биопрепарат. Агрономия, почвы – всё это было только началом целого научно-философского направления, выросшего из ЭМ. Исследования и производство Кюссея-ЭМ давно вышли за рамки микробиологии. Судя по сообщениям, для японцев эта технология уже информационно-энергетическая.
На сегодня ЭМ, разработанный японским институтом EMRO – действительно уникальный комплекс существ, дающий очень разные и серьёзные эффекты по всему миру. Согласно авторитетным научным отчётам, ЭМ может почти всё – от фантастической очистки воды, превращения свалок в оазисы и лечения тяжких болезней, до повышения сгорания топлива, упрочнения стройматериалов и благотворного влияния на психику людей. ЭМ запекают в керамику, даже в пластики, и эти предметы (по отчётам Хабаровского НИИСХа) здорово стимулируют рост и развитие растений. Им же приписывают улучшение вкуса напитков и пищи, успокоение и повышение настроения, эффекты оздоровления. В Хабаровске это направление мощно разрабатывает Валерий Александрович Шевцов. Сходите на www.baskplastic.ru , в раздел ЭМ-технологии – там описаны все продукты. Возможно, ЭМ – те самые первые бактерии, породившие жизнь? И они как-то излучают ту самую изначальную энергию жизни?.. Очень хочу попробовать, увидеть, и на днях заказал разную продукцию. Присоединяйтесь! Буду очень благодарен за любые отзывы.
Для справки: оригинальный Кюссей из японского сырья производится пока только во Владивостоке под торговой маркой «Восток-ЭМ». Конечно, это весьма упрощённый вариант ЭМ, и лечиться им не стоит.
Есть и специальные препараты для анаэробной ферментации органики: выгребных ям, трубопроводов, отстойников. Например, Санэкс. Но, по моим ощущениям, заметно лучше показали себя биоактиваторы бельгийской фирмы «AGROSTAR». В России их продвигает ООО «Альпина» (www.alpina-bio.ru). Эти препараты – возможность сделать уличный туалет вполне экологичным, а его содержимое – применимым. Разумно ли выбрасывать в реки ценнейший источник азотной органики!
Из грибных сапрофитных препаратов у нас широко выпускается, пожалуй, только триходермин. «Аппетит» триходермы используют даже для быстрого «съедания» нижних листьев злаков, поражённых пятнистостью: это останавливает болезнь. Неисправимый пока недостаток живого препарата: хранится всего две недели. Есть и сухой триходермин, но весьма разного качества. Вывод тот же: лучше иметь свою триходерму – в мульче.
К сапрофитным относятся и защитные препараты.
Фитоспорин-М и Бактофит – препараты сенной палочки. Хотя эти штаммы особо активны в плане защиты от болезней, но клетчатку разлагают не хуже своих «диких» родичей. Планриз, Псевдобактерин и Агат-25К – препараты на основе ризосферных псевдомонад – неплохо защищают от корневых гнилей. Только не нужно переоценивать защитный эффект микробов. Никакой биопрепарат не спасёт огурцы от пероноспоры или помидоры от фитофторы в дождливое лето: такой вал инфекции на два порядка выше их возможностей! У микробов иная задача: общее оздоровление ценоза и активация почвы.
Как правильно применять живых микробов? В активе Кузнецова – несколько лет вдумчивых наблюдений.
Прежде всего: все микробы – не удобрения и не лекарства. Этот всего лишь живые ускорители, закваска для раскрутки круговорота. Катализатор для запуска системы «почва-микромир-растения». Крутят они именно органику, нужны именно для её распада. И органики им надо побольше! И обязательно влажной: без воды микробной жизни нет. Это и есть главное условие, главное правило применения микробных препаратов: нет влажной органики – нет микробов. Кстати, это чётко прописано во всех инструкциях к ЭМ. Забавно было наблюдать, как на заре нашей «ЭМ-эпохи» дачники послушно вносили в грядки органику, а эффект наивно приписывали исключительно ЭМ-препарату.
И ещё одно важное наблюдение: в первые годы, пока своя микрофлора не наросла, эффект микробов определяется не концентрацией, а регулярностью внесения. Лучше всего – раз в 8-10 дней. Чтобы перестроить микробное сообщество, нужно время и терпение: «старожилы» всегда сопротивляются «новосёлам». А внесёшь сразу на порядок больше – лишние всё равно не выживут.
Итого. 1. Нету в почве пищи и воды – лейте хоть концентрат, никакого толку не будет. 2. Внесли всего пару раз – не ждите никакого результата: сообщество не изменилось. 3. Природные концентраты микробов – не хуже, просто медленнее. 4. Отдельные виды – хорошо, но ещё лучше готовые ассоциации микробов. Слой свежего навоза, настой компоста и травы, особенно с добавкой любых сахаров – естественные микробные ассоциаты.
О червях мы уже говорили и ещё поговорим. Возможно, «породистые» черви действительно продуктивнее «диких». Но для улучшения почв определённо разумнее разводить местных червей, и вряд ли нужно усложнять эту проблему.
2. СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ И СЕРВИСА – корневые симбионты.
Азотофиксаторы, входящие в состав ЭМ и АПМ, псевдомонады, сенная палочка, многие бациллы, а также грибок триходерма – все они работают с корнями.
Но главного – технологичной микоризы – до сих пор не было. И вот, с 2006 года у нас, кажется, появилась возможность разводить в почве специальные, адаптированные для этого микоризные грибы. Появился готовый препарат – Микоплант, споры почвенных грибов семейства гломус. Его разработали немецкие учёные (www.mykoplant.com) . Сейчас его закупают многие страны. Первым из россиян попытался испытать его, возможно, именно Кузнецов.
Гломусы – самые широкоохватные микоризники среди себе подобных. Сотрудничают почти со всеми нашими растениями и деревьями, кроме крестоцветных. Проще назвать тех, с кем они не сожительствуют: лавр, сахарная свекла, камыш и гвоздики; все узкие «микоризные спецы» - рододендроны и азалии, орхидные, вересковые, клюква, черника и брусника; все крестоцветные: любые виды капусты, рапс и сурепка, репа, редька, редис и горчица.
Микориза гломусов обязательна: без растений они вообще жить не могут. Врастают в ткани корня, становясь буквально частью корневых клеток – создают эндомикоризу[9]. Но вот главный минус для Сибири: по данным Ставропольского ГАУ гломусы обитают преимущественно в южных зонах России. Препарат разрабатывался в Германии – это климат Кубани. Значит, в холодных почвах ферменты этих грибов будут пробуксовывать.
Заложив свои опыты, Кузнецов разослал препарат нескольким знакомым. Они прислали свои отклики. Вот предварительный вывод: в Сибири гломусам холодно. Теплицы, горшечная культура – да, эффект виден. Открытый грунт – нет. И особенно на почвах, бедных органикой. Гломусы питаются гумусом, и для их нормальной жизни нужны, видимо, и «мор», и биогумус червей. В Эмиратах Микоплант вносят вместе с биогмусом, и грибы выедают его почти полностью. По всей видимости, эффективный ареал Микопланта ограничивается Черноземьем и южными областями СНГ.
Есть и другие проблемы. Гломусы – живые, приживаются не везде, и надо учиться с ними работать. Видимо, их споры прорастают только в присутствии корневых выделений. И, конечно, при нормальной влажности и температуре. Скорее всего, насыщать ими почву надо многократно. Очевидно, важно вносить Микоплант как можно ближе к проросткам: в семенное ложе, в рядки с посевом, в горшочки с рассадой. Возможно, более рационально заселять почву гломусами с помощью растений, для которых микориза обязательна. Предположительно, таковы многие травы степной зоны.
Что ж, значит, в моих грядках гломусов достаточно: мульча, куча компоста, а вокруг – луговой дёрн. Но мне очень интересны результаты Микопланта. Если вы испытываете или применяете его, буду очень признателен за рассказ.
Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 907;