Упражнение 12
Осуществите логический анализ следующих текстов (выделите описанные в них имена, выясните, какие имена выражают понятия, какие — нет, каковы содержания и объемы понятий, отношения между понятиями).
1. «В советской литературе наряду со словом “шаманство” часто употребляется термин “шаманизм”. В ряде работ этим словам придается различный смысл: под шаманством понимают обряды и поверья, непосредственно связанные с деятельностью шамана, а под шаманизмом — систему воззрений у народов, в жизни которых шаманы играли важную роль. В этой книге я употребляю, следуя давним традициям русской этнографической литературы, только один термин — “шаманство”. Разграничение “шаманства” и “шаманизма”, на мой взгляд, излишне усложняет понимание сути дела. Подобно многим явлениям человеческой культуры, шаманство прошло долгий путь развития. Возникнув в глубокой древности, оно в течение длительного периода, вероятно, было главным, центральным культом, включавшим в себя почти всю религиозную деятельность человеческого коллектива. Для этого периода разделение “шаманства и шаманизма” не имеет смысла, ибо практика шамана охватывала основные сферы религиозной жизни общества. В более поздние эпохи, с образованием развитых политеистических религий, наподобие древнегреческой, шаманство деградирует, уходит далеко на задний план, становится незначительным культом с ограниченными функциями. Могучие боги, которые занимают центральное место в религиозных воззрениях людей, уже недоступны для шамана, он сохраняет связь лишь с мелкими божествами и духами. И для этого периода нет нужды говорить о “шаманизме”, потому что шаманский культ сохраняется как малозаметный пережиток и религиозное мировоззрение общества не может быть названо “шаманизмом”.
Еще несколько слов о терминах. С.А.Токарев называет шаманство одной из форм религии. Такая классификация помогает выделить шаманство из общей совокупности религиозных явлений.
Мировоззрение шаманства основано на вере в разного рода духов, которые населяют окружающий человека мир и пребывают в живых существах в виде души. Веру в духов и души принято называть анимизмом. Начиная с эпохи, когда сформировались более или менее отчетливые представления о духах, анимизм пронизывает любую религиозную идеологию. Он присущ как примитивным религиям древности, так и поздним развитым вероучениям. При этом анимистические воззрения не были одними и теми же на протяжении истории человечества. Со временем взгляды на свойства духов, на характер их взаимоотношений с людьми претерпевали изменения.
Шаманство возникает на определенном этапе развития анимистических верований. Основным признаком шаманства является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами, которых будто бы избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность посредников — шаманов — служить духам и с их помощью охранять от бед своих
соплеменников. Шаманы вступают в непосредственное общение с духами в состоянии экстаза...
Шаманство принято называть ранней формой религии. Иногда спрашивают: почему ранней, если оно процветало в XIX в.? Эта форма ранняя потому, что она возникла на заре человеческой истории и предшествовала многим более развитым культурам. Она ранняя потому, что сложилась в доклассовом обществе.» (Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. С. 8—9)
2. «По его (Стильпона — Ю.И.) словам, кто говорит “человек”, говорит “никто”: ведь это ни тот человек, ни этот человек (ибо чем тот предпочтительнее этого?) — а стало быть, никакой человек. Или так: “овощ” — это не то, что перед вами, потому что “овощ” существовал и за тысячу лет до нас, — а стало быть, овощ перед нами — не овощ.» (Диоген Лаэртсий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 128—129)
3. “Труд, общественная деятельность, сознание, мораль, общественные институты, весь образ жизни людей общества развитого социализма коренным образом отличаются от аналогичных категорий предшествующих формаций.” (Мурзов К.И., Рулев В.М., Денисов Б.А. Управление и общество. М., 1976. С. 9)
4. “И вождь в ответ: То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.”
(Данте)
5. «Он (Кеннет Эдельман — Ю.И.) воюет с “узостью мышления”, которая, оказывается, заключается вот в чем:
“В сознании людей контроль над вооружениями отождествляется с определенного рода соглашениями, скажем, такими, какое мы подписали в 1979 году (ОСВ-2), и не более того. Стабильность отождествляется с наличием подобных соглашений. Однако... можно добиться стабильности и взаимной сдержанности и без соглашений... Дело не только в том, что концепция контроля над вооружениями шире заключения соглашений, но и в том, что концепция стабильности шире концепции контроля над вооружениями. Можно содействовать обеспечению стабильности путем заключения соглашений по контролю над вооружениями, однако, в принципе обеспечить сдерживание можно только с помощью вооружений”.» (Пумпянский А. Парадоксальные трюизмы // Московские новости. № 22. 1 июля 1986 г.)
Контрольные вопросы
1. Что такое понятие? Каждое ли общее имя выражает понятие? 2. Каковы основные виды признаков? 3. В чем различие между логическими и фактическими содержаниями и объемами понятий? 4. В чем заключается закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий? 5. По каким признакам понятия делятся на виды? Каковы основные виды понятий? 6. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержаниям и по объемам? 7. Каковы основные операции с объемами понятий и как они связаны с операциями над содержаниями понятий? 8. Как осуществляются операции обобщения и ограничения понятий?
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 765;