Формы и области работы ИТДТ

Методы ИТДТ применяются в двух формах работы: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная форма заключается в исследовании клиентом с помощью психолога (психотерапевта, социального работника) спектра своих движений, мышечных напряжений, двигательных стереотипов, спонтанно возникающих эмоций и чувств, их проявление, осознание, а так же и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования).

Групповая форма заключается в том, что гГрупповой процесс с применением танцевально-двигательных методов основан на том, что психолог (психотерапевт, социальный работник) направляет спонтанность движений участников, развивает их с учетом поставленных целей и задач.

ИТДТ работает с тремя областями:

- 1) тело, его возможности и ограничения, поиск ответа на вопрос «“Что несет в мир мое тело?”»;

-2) представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «“Кто я?”»;

-3) взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений; поиск

ответа на вопрос «“Кто ты и что мы можем вместе?”».

Целями работы в первой области являютсяявляется: активизация тела для того, чтобы помочь клиенту обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Люди могут производить впечатление «гнущихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхребетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что отражает их индивидуальные установки или личностные стили. Внимательное наблюдение может подтвердить, что у этих людей тела действительно так и выглядят.

Особое внимание уделяется исследованию двигательных стереотипов. Можно Явно выделяются выделить несколько явных уровней этих стереотипов:

1) культурные стереотипы;

2) социальные стереотипы;

3) стереотипы референтных лиц.

Метафорически, каждый из этих уровней стереотипов является негативом, обратным отражением сети, ячейки которой — определенные области означения, а узлы и линии, разделяющие ячейки — это смысловые лакуны, неозначенные фрагменты реальности, пустоты, разрывы. Известно, что дискретность мышления, сознания, языка присуща человеческой цивилизации. Но размерность этой дискретности меняется. В нашей классификации степень фрагментации в направлении от 1первого уровня к 3 —третьему увеличивается.

Если для уровня стереотипов культуры основное различение является ответом на вопрос: «Что является (считается, принимается) движением, а что не является движением?», то для уровня социальных стереотипов различение идет через вопрос: «Какие движения приемлемы для меня, как для представителя данного социума или социальной группы, а какие — неприемлемы?»

На уровне стереотипов референтных лиц вопрос уже звучит так: «Что является образцом движения, а что не является таковым, и потому не принимается?»

Понятно, что эти выборы осуществляются и это эти вопросы ставятся происходят неосознанно, тем не менее они это происходят и это задают задает топологию движения. Разрывы и пустоты вокруг этих островков смыслов также влияют на восприятие движения. Движения, не поддающиеся этим означениям, игнорируются, а иногда просто не воспринимаются.

Обратные сети стереотипов, накладываясь друг на друга, формируют языки описания и восприятия и обеспечивают возможность индивидуальных и локальных социальных вариаций. Рассмотрим каждый из этих уровней стереотипов немного подробнее.:

1. Культурные стереотипы.

Восприятие движения, характер распространенных паттернов движения меняется от культуры к культуре. В них отражаются, согласно антропологическим и этнографическим исследованиям, характер движения, свойственный самым распространенным профессиональным занятиям, характер социального устройства, окружающего ландшафта и др. В связи с этим интересно замечание одной американской танцовщицы о выступлении русских, танцующих рэп. Она сказала, что даже в этом негритянском стиле русские сохраняют широту и гордость движений, свойственную русским танцам.

Если взять более широкий контекст восприятия пространства в различных культурах, то согласно положению Д. Х. Джонсона существует пространственная ориентация понимания «духовности» и, если в европейской, христианской культуре — это вертикальная направленность, то в культурах, сохранивших связь с древнейшими традициями это горизонтальная направленность, «духовность земли», что находит отражение в архитектуре храмов и храмовых мест (сравните, например, готический собор и «свет-лоджи» американских индейцев). На уровне восприятия тела и движения эта вертикальная направленность также очевидна — балет, положение рольфинга о выстраивании правильно ориентированного позвоночника и т. д. И Кроме того существуют движения, которые глазами носителя нашей культуры не воспринимаются как танец глазами носителя нашей культуры. Например, некоторые знаки и движения пальцев и рук в индийских храмовых танцах. Они просто не попадают в традиционную зону означения, остаются во тьме неозначенного. Ситуация изменяется только после некоторой (чаще всего, индивидуальной) работы по переструктурированию, перерождению смыслов.

2. Уровень социальных стереотипов.

В первую очередь, это стереотипы относительно роли танца и движения. В нашем обществе существуют две крайние точки в понимании танца: танец — развлечение, отдых и танец — профессиональное искусство. Между двумя этими точками существует разрыв, восприятие танца дискретно и локально.

Чтобы преодолеть этот разрыв, существуют разные способы. Очень показательно показательна в этом смысле одна невыдуманная фраза: «Я, конечно, иногда выпиваю. Ведь как выпьешь и расслабиться можно, и потанцевать». Что касается паттернов повседневных движений, то существуют определенные наборы стереотипов для разных социальных страт в зависимости от возраста, места жительства (город/сельская местность), национальности, рода занятий и т. д. Эти паттерны образуют границы и окраску индивидуальных стереотипов.

Для примера приведем анализ изменения движений (походки) в зависимости от возраста (социально-физиологический стереотип). Анализ взят из тренинга актера Е. Гротовского.:

Тип походки в зависимости от возраста меняется, перемещается центр движения. В детстве центр движения в ногах, ребенок учится ходить и во время этого обучения больше концентрируется на ногах. В подростковом возрасте центр движения смещается к плечам, . У людей зрелого возраста центр движения — в голове, а в старости он опять перемещается к ногам. Еще можно сказать, что для ребенка мир движется слишком медленно по сравнению с ним самим, а для старика мир вокруг него движется слишком быстро.

3. Стереотипы референтных лиц.

Заимствование моделей поведения у референтных лиц (родителей, значимых взрослых, «кумиров» и т. д.) включает в себя заимствование паттернов движения. «Стадия зеркала» в развитии ребенка включает в себя подражание движениям (походке, функциональным действиям) и танцу взрослых. Это заимствование происходит неосознанно и иногда на очень тонком уровне. Некоторые особенности мимики и движения передаются также как и другие наследственные признаки.

Кроме неосознанного заимствования в детстве, некоторые модели поведения и движения заимствуются в подростковом возрасте у референтных лиц или групп — «героев» масс медиа (певцов, актеров, гангстеров, блатных и суперменов и т. п.).

Начинаясь как игра и механизм обучения и выживания, сеть стереотипов в дальнейшем становится действительно сетью — опутывающей и связывающей, ограничивающей. Поскольку наше восприятие движения активно и включает в себя моторный компонент (тонкие, неосознаваемые движения), все эти предпочтения и переживания накапливаются, образуя «предвзятые ожидания» (preconceived expectation), фильтры восприятия и действия (B.B. Cohen, 1987).

Если человек проходитпроникает за границы стереотипов, то попадает в то место, где навыков существования и действия у него практически нет, но возможностей гораздо больше. В каком-то смысле, выход за пределы стереотипов несет такой потенциал осознания и творчества, именно благодаря существованию этих стереотипов.

Во второй области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое простое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Этот физический опыт действия работы мышц выступает какявляется быстрый быстрым и легким путь путем познания себя и получения опыта информации о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Естественная природа человека — это состояние искреннего удовольствия, . которое Такое состояние возникает, например, у ребенка при проявлениях детском любопытстве любопытства и изумленииизумления.

Удовольствие — это свобода телодвижения и свобода независимость от мышечного напряжения. Раскрепощение тела, включение его в жизнь приближает нас к первичной природе человека и помогает ослабитьсмягчить отчужденность, испытываемую большинством людей. Межличностная отчужденность обусловлена именно отчуждением от собственного тела, так как человек может ощущать жизнь только через свое физическое существование.

Танцевально-двигательные психотехнологии поощряют выражение естественных чувств, тем самым, помогая человеку пробудить собственную энергию.

Основные понятия танцевально-двигательных методов отражают тесные взаимоотношения между телом, или, если говорить более конкретно, движением и разумом. Танец, манера и характер движений отражают наши личностные особенности (M. Berger, 1988; A. Daly, 1982; F. Levy, 1992). Физический контакт, от которого мы получали удовольствие в младенчестве, свобода передвижения, испытанная нами, когда мы только начинали ходить, друзья, которых мы приобретали, работа, которую мы делали, роли, которые мы играли, стрессы, которым мы противостояли, — все это повлияло на нашу манеру двигаться (C. Schmais, 1974).

Танцевальный терапевт особенно интересуется тем, сколько и где мы двигаемся. Основной задачей групп, в которых с применением применяются танцевально-двигательных двигательные методов методы является осуществление и понимание спонтанного движения. Согласно Шильдеру: «Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности» (P. Schilder, 1950). В танцевальных тренингах поощряются свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственномувоему телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности (К. Рудестам, 1993).

В третьей области целью является установление базового уровня коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия (в парах, тройках, четверках, малыми группами и всей группой). Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через посредством визуальную визуальной обратную обратной связьсвязи, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

Исследования показывают, что танцевально-двигательные методы помогают установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования П. Кендона по синхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (идеи М. Фельденкрайза). Кендон описывает самосинхронность как отношение между движением и чьей- — либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время общения, усиливается совместным движением (B. Мееkums, 1992).

Танцевально-двигательные методы помогают развитию этого базисного уровня коммуникации, непосредственно используя ритм и кинестетические паттерны. Переутверждение «Я»-личного в «Я»-в-отношении-с-другими происходит естественным образом, благодаря работе в группе.

Мы рассматриваем координацию тела, как необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции, полагая, что люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем может быть переведено в другие социальные окружения. В результате занятий танцевально-двигательной терапии терапией большинство клиентов переживают более глубокий глубокую и богатый богатую палитру уровень общения, выражая чувства через движения тела, во время движения под общий ритм. Известная танце-терапевт М. Чейс рассматривает ритм как фактор, организующий человеческое поведение фактор, и создающий чувство солидарности между людьми (J. Chodorow J., 1991).

П. Кляйн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши Наше эмоциональные эмоциональное ответные ответное реакции реагирование на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне (Кю. Рудестам, 1993).

Благодаря терапевтической работе в данной группе с людьми, имеющими проблемамипроблемы, связанные с довериядоверием, осознанием, осознания личностных границ, и целым рядом других другими личностными личностных проблемами, а также с при помощи помощью обратной связи: - вербальной и невербальной,- устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Опыт синхронного танца с целой группой дает чувство совместности, принадлежности, способствует установлению контакта с самим собой и другими.

Исследованию особенностей межличностных отношений способствуют методы парной (диадной) работы. Невербальное поведение каждого из партнеров, дистанция, ориентация, месторасположение относительно друг друга и группы, их персональное пространство, характер движений и прикосновений, чувства и эмоции, возникающие в процессе взаимодействия, дают богатый материал для осознания, оценки, изменения системы своих взаимоотношений (Т. Шкурко, 1997).

Рассмотрение танцевального взаимодействия в группе дает его участникам доступ к системе отношения отношений каждого из них: к себе, к другому (конкретному или обобщенному), другим; танцевальное взаимодействие является моделью для изучения близких эмоциональных отношений личности; , дает материал для развитие совершенствования репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счет приобретения и развития новых движений.

Можно выделить три базовых уровня влияния на процесс интеграции в ИТДТ:

-1) гГруппа;

-2) танцевальные психотехники;

-3) личность ведущего.

Остановимся здесь подробнее на профессионально важных особенностях ведущего групп ИТДТ. Естественно, что для него важны все навыки и знания, что присущие и для любого любому ведущего ведущему психотерапевтических групп, он должен учитывать:

· - особенности личности клиента;

· - структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

· - возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия;

· - обеспечение обратной связи;

· - возможность системы поддержки и отслеживания в социуме.

Поэтому для специалиста в ИТДТ необходимо владение профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом, делаюет качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, в возможном соответствии не противоречит с внутренней картинойе происходящего.

Для ИТДТ также важны особые навыки: в первую очередь, чувствование и знание своего тела в движении и танце и возможность полноценно видеть, воспринимать всем своим телом танец и тело клиента. Некоторые считают, что танцтерапевт должен иметь профессиональное танцевальное образование. Для ситуации на Западе зЗападе это оправдано, но современное российское танцевальное образование не дает нужных знаний и навыков (по современному танцу и импровизации), поэтому мы считаем достаточным многолетний (не менее 4 лет) опыт постоянной практики в одном направлении танца (классический, модерн или импровизация) и хорошее знание других направлений и стилей. Танцевальный терапевт должен танцевать сам, для себя или на сцене, ему нужно постоянно поддерживать себя в форме, создавать свой собственный танец.

Необходимым условием мы считаем наличие психологического образования — не только формального, но и практического опыта самоизменения в рамках любого подхода в психологии. Для практика ИТДТ также важены опыт и интеграция расширенных состояний сознания в танце.

Вы сможете адекватно контейниировать опыт клиента только, если у вас был опыт адекватной или большей интенсивности, честная саморефлексирующая позиция и развитые навыки интеграции. Для формирования и поддержания этих навыков важно участие в профессиональном сообществе (не обязательно только танцтерапевтическом).

В ИТДТ вы не можете «спрятаться» за техникой и знанием технологии, этот процесс реален, когда вы целиком, тотально участвуете в совместном танце с группой — вдохновляя и отступая, чтобы дать участникам пространство для их собственного танца. Это большая честь и привилегия — видеть красоту изменений и внутренней честности в танцах участников тренингов, видеть те изменения, которые создает ваш совместный танец с клиентом.

 








Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1417;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.