Измененные состояния сознания в танце
Множество измененных состояний сознания (ИСС) может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. С одной стороны,Хотя это всего лишь это метафоры, но они достаточно точно отражают внутренний, субъективный опыт. Опыт суженных ИСС говорит от том, что чаще они связаны с жесткими техниками и техниками концентрации. Расширенные состояния сознания сознания (РСС) подразумевают «расширение поля внимания», мягкую динамику процессов и потенциальную возможность контроля над «выходом» из ИСС (В. Козлов, 2001). Танцевальные техники обращаются к обоим классам состояний.
В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы. Механизм их возникновения — длительная монотония: движений, ритма музыки и дыхания. Могут датьСуществует опыт «отпускания тела», но он имеют имеет смысл только в контексте работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу маятника или контраста). Вне включения в больший контекст они эти техники будут только разновидностью психоэмоциональной разрядки, облегчающей сиюминутное состояние, но не приводящие приводящей к трансформационным изменениям.
В техниках импровизации РСС ИСС возникает за счет расширения поля внимания,: которое необходимо, чтобы одновременно удерживать внимание на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров, внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени… и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего оно время «расширяется», но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, протяжеенно и вместе с тем — мгновенно, моментально, «пролетает незаметно».
Это расширение «разбирает» привычную систему фиксации внимания, и — либо привычные стереотипы оказываются сильнее, и система фиксируется жестче, либо — система «body/mind/spirit» переходит в другой режим функционирования, тонкого динамического балансирования на грани дезадаптации/адаптации, создавая предпосылки для «пробоя» бессознательного, моментально утилизируемого в художественных целях.
В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Джоан Д. Чодороу пишет, что «танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. " «Движущийся"» часто начинает танец лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, — "«движущийся"» воссоздает ситуацию, во многом напоминающую "сенсомоторный поток переживаний младенца». Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства — радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с «наблюдателем», олицетворяющим ранний объект). Некоторые переживания можно интерпретировать и как перинатальный опыт (опыт рождения, Базовые Перинатальные Матрицы по С.Грофу).
Свободный поток импульсов, ассоциации и фантазий, воплощаемых телом, полностью поглощает внимание, и по логике развития близок к прихотливой динамике сна — любые темы, мотивы и образы могут трансформироваться, менять значение и смысл, сменять друг друга без видимой связи. Само это смешение различных областей опыта выводит нас за пределы обыденной логики событий. И все, что нужно для этого, — честность и внимательность к телесным импульсам.
Достаточно часто возникает идентификация с нечеловеческими формами жизни — животными, насекомыми и т. п. Эти переживания обладают также вполне человеческим смыслом, по классификации Д. Чодороу они относятся к «примитивному» (primordial) бессознательному.
Во время процесса Аутентичного ДвиженияАД также могут появиться особенно значимые эмоциональные образы, с позиции аналитической психологии, трактуемые как архетипы.
Во внутреннем плане они характеризуются:
а1) изменениями образа тела (его пропорций, возраста, человечности его формы);
б2) соединением образной и, иногда, сюжетной истории с повышенным ощущением значимости происходящего. Для наблюдателя эти изменения в качестве движения партнера также оказываются заметны и значимы.
Дополнительным «обеспечением» ИСС в Аутентичном Движении является ритуальная структура сессии: «магический круг», роли «“mover/witness”», задающие границу состояний, и т. д.
Особую роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играютэкстатические переживания.Слово «"экстаз"» — греческого происхождения: ek-stasis в подстрочном переводе буквально означает «"из равновесия"», или «"из состояния"», или «"смещение"»; в разговорной речи оно обычно употребляется в значении «"крайней степени возбуждения"» или «"восторга"».
Греческое «экстаз», как отмечает М. Хайдеггер, родственно латинскому ek-sisteo — «“вы-ступаю”» (экзистенция). В философско-культурологическом контексте есть смысл переводить слово «"экстаз"» как «"выход-из-себя"». В танце движется, «выходит-из-себя» весь человек — его тело, чувства, память, воображение.
Таким образом, либо через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипов и отпускание тела в импровизации, мы можем обратиться к этому древнейшему экстазу движения. Более ста лет назад Д. Овсянико-Куликовский в работе «"Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности"», приходит к выводу, что экстаз — естественное состояние человека. И если человек — не патология природы, но ее естественная часть, а человек экстатичен, то, следовательно, природа в какой-то своей части, в какой-то мере всегда экстатична. То есть экстаз есть состояние реальности, включенность или, говоря словами Платона, причастность к реальности. Более того, согласно Овсянико-Куликовскому, «"оскудение стихии экстаза нормального, вытекающего из самой сущности психического взаимодействия, вызывает страдание, недовольство, неудовлетворенность, скуку…». Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает деградировать. И, напротив, человек, причастный к экстазам, движется к творчеству, к творческому вдохновению.
Наряду с общепринятым понятием экстатичных танцев, существуют ин-статические танцы — углубленная медитация на движении, самопорождающий поток тела на грани появления/исчезновения, подвижное сосредоточение.
Таким образом, в танце используются следующие способы достижения ИСС:
· Ддлительная монотония;
· Ррасширение (сужение) поля внимания;
· Регрессиярегрессия;
· Ссильные эмоциональные (экстатические) переживания.
Целью использования ИСС в танце является нахождение и освоение ресурсных (потоковых) состояний сознания.
Еще раз напомним, что эти механизмы задействованы не только в ИТДТ. Они работают в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Так, при обучении определенному репертуару или при постановке конкретной хореографии, аспект отреагирования будет только мешать поставленным целям (что часто и происходит в непрофессиональной и полупрофессиональной среде).
В клинической и психодинамической ТДТ отрицается или игнорируется значение и роль ИСС, хотя некоторые из пионеров танцтерапии прямо указывали на значимость «трансовых состояний сознания» в процессе исцеления (например, Ф. Боаз Ф.).
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1377;