Маньєризм
1 Портрет Элеоноры Толедской с сыном — знаменитый портрет Медичи работы итальянского художника Аньоло Бронзино, выдающийся образец портретной живописи.
На портрете в три четверти Элеонора изображена сидя, несколько повернувшись влево, однако взгляд её направлен прямо на зрителя. Её левая рука покоится на складках тяжёлого платья, правой она обнимает за плечи своего маленького трёхлетнего сына, смотрящего мечтательно-отсутствующим взглядом. Джованни одет в простое детское платье без украшений из тёмно-синего с золотом шелка, из-под которого выглядывают расшитый золотом воротничок и складки на рукавах его нижней рубашки.
Его мать, напротив, одета в роскошное платье из парчи, украшенное жемчугом, которое эффектно оттеняется лазурным фоном картины. Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и превращается в подобие светящегося нимба, который добавляет возвышенности её благородному облику. Тёмные волосы женщины уложены в строгую причёску с пробором посередине и удерживаются жемчужной сеткой. В ушах у Элеоноры серёжки тоже из жемчуга, только каплевидной формы.
Платье Элеоноры из белого шелка с арабесковым узором избархата и необычным гранатовым узором из золотой парчи плотно облегает верхнюю часть её тела. Жёсткая форма рукавов с декоративными разрезами привлекает внимание к линии плеча. Прямой вырез декольте прикрывает плетение из парчового шнура и жемчуга, гармонирующее с сеткой в волосах герцогини. На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. На груди Элеоноры два жемчужных ожерелья: одно опускается до середины груди, а другое, короткое, украшено кулоном из крупного обработанного топаза и каплевидной жемчужины. Ткань для платья была изготовлена по испанским образцам на мануфактуре Медичи во Флоренции. Так, как бы между прочим, эффектно демонстрируются возможности местной текстильной промышленности.
Лицо Элеоноры абсолютно пропорциональное и безупречное, как и цвет её кожи. Жёсткое платье скрывает формы женского тела, но также как и форма лица приближена к овалу, так и верхняя часть тела стремится к геометричности форм. В духе маньеризма пропорции тела несколько удлинены. Очевидно, что смысл парадного портрета заключался в изображении идеального образа, а не в точном портретном сходстве.
2Мадонна с длинной шеей (ок. 1535) — картина итальянского художникаПармиджанино. Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие. Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти. На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск[2]. Включение этого святого в картину имело определённую смысловую нагрузку: орден францисканцев был одним из активных участников религиозного спора о Непорочном зачатии Марии[3]. Пространство картины построено с искажением перспективы: фигура Иеронима неправдоподобно мала, ряд колонн, тесно прижатых друг к другу, поддерживает пустоту: всё усиливает впечатление нереальности, иррациональности. Длинная шея Мадонны, так же, как и колонна — атрибут Марии со времён средневековья, символизируют её чистоту (лат. collum tuum ut columna — «шея твоя и колонна»).
Овалу лица Марии, очертаниям её тела вторят форма сосуда в руках одного из ангелов, линия его ноги. По словам искусствоведа Пьетро Сельватико, Пармиджанино, «упорно веруя в то, что в самих понятиях удлиненное и волнообразное заключена грация, снабжает изображённые им головы, по правде сказать, изящные, привлекательные и симпатичные, невероятно длинными телами, руками с плавно заострёнными пальцами и ногами, неизвестно где кончающимися». В изогнутой линии, основе композиции, воплощается идеал маньеризма — порождение воображения художника, квинтэссенция изящества, грации, совершенства. Нереальный образ, «самодовлеющая красота» обращается к чувствам и разуму зрителя.
«Автопортрет в выпуклом зеркале», картина написана художником Пармиджанино в двадцатилетнем возрасте. Размер портрета, диаметр 24,5 см, дерево, масло. В 1524 году Пармиджанино по настоянию своих опекунов прибыл в курию Ватикана в Риме, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы представить свое мастерство художник преподнес главе католической церкви несколько картин, в том числе и знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале», в котором блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В этом портрете юный художник продемонстрировал мастерство исполнения необычных пространственных эффектов на плоскости, уникальность и сложность своей картины.
Пармиджанино родился в Парме 11 января 1503 года, настояшие имя и фамилия Франческо Маццола. О родителях будущего художника практически ничего неизвестно, кроме того, что они рано умерли. Осиротевшего мальчика взяли к себе родственники отца, малоизвестные, но сведущие в своем искусстве живописцы. По всей видимости, первоначальный курс обучения юный Пармиджанино прошел под их руководством. Со своим «духовным наставником» — Корреджо — Пармиджанино получил возможность познакомиться лишь в 1519 году, когда тот работал в Парме над фресками монастыря Сан-Паоло. В 1522 году девятнадцатилетний Франческо Маццола уже достиг таких высот в своем искусстве, что ему был доверен заказ на несколько фресок для пармской церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Если верить историографу художников Джорджо Вазари, то Пармиджанино прибыл в Рим в сопровождении одного из своих опекунов и вместе с ним явился к папе. Папа Климент VII, увидев привезенные молодым человеком картины, оказал ему многие милости, и буквально на другой день молва о «маленьком пармезанце» разнеслась по всему городу. Видевшие его работы говорили, что в художника «вселился дух Рафаэля», ибо удивительным казалось даже видавшим виды римлянам такое высокое мастерство в столь юном художнике.
История искусства периода маньеризма
3 Лучшей работой и шедевром живописи маньеризма считается «Снятие с креста» (1521), хранится в Городской пинакотекеВольтерры[1]. В этом произведении художник демонстрирует свою творческую независимость, которая рвет связь с влиянием прошлого. При всей динамике персонажей и сложности композиции, картина отличается плоскостностью трактовки персонажей и изобилует декоративными приемами.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 742;