Религия и культура эллинистического периода.
Религия. В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.
Период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. «Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют». Так распространялись и укреплялись царские культы – стержень власти правителей, имевших соответствующие эпитеты Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Кто является, как бог).
В эпоху эллинизма (III-I вв.) происходило смешение традиционных греческих культов с восточными, экзотическими. Особенным престижем пользовался у греков Египет, в частности, мистерии Исиды, отождествленной с Деметрой. Такого рода соотнесения египетских божеств с греческими встречались часто: Амон – Зевс, Осирис – Дионис, Тот – Гермес.
С Египтом связано возникновение герметизма, новой формы религиозно-философского сознания. Герметизм – учение тайны, предлагавшее путь духовных озарений, а не рационалистических рассуждений о мире (в Новое время им воспользуются масоны).
Герметизм дал магическим действиям философскую основу, оправдывавшую распространение оккультных наук. Особой популярностью пользовались астрологияи алхимия. Астрология – учение, согласно которому движение планет оказывало влияние на судьбы людей. Астрология по своей популярности в эллинистическую эпоху затмила астрономию и препятствовала серьезному развитию науки.
Алхимики преследовали найти рецепт превращения металлов в золото и серебро. Символом алхимии стала погибающая и возрождающаяся из пепла птица Феникс – прообраз знаменитой идеи философского камня, способного превращать простые металлы в драгоценные. Алхимия, как и астрология, прямого отношения к науке не имела, потому что эмпирические опыты для алхимиков являлись следствием собственного философского учения о мире. Алхимики, как и натурфилософы, еще не ставили перед собой задачи рационалистически исследовать природу.
Появление алхимии и астрологии отражало динамичность и противоречивость эпохи, когда мирно могли соседствовать значительные достижения в науке и наукообразные оккультные учения, одинаково серьезно воспринимавшиеся людьми эллинистического времени.
Философия. Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали. Ведущие позиции заняли две крупные школы: стоиков и эпикурейцев. Основателем стоицизма (слово происходит от названия цветного портика в Афинах) считался философ Зенон (ок. 335 – ок. 262). Помимо особенного видения мироздания, учение стоиков касалось проблем внешнего поведения человека. Независимо от социального положения, все люди духовно равны из-за причастности божеству, мировому логосу, поэтому для человека, стремящегося к добродетели, идеал должен состоять в соответствии природе. Путь к счастью преграждают аффекты, человеческие чувства. Избавиться от них можно лишь посредством аскезы, совершенного бесстрастия, апатии. Стоицизм имеет сходство с буддизмом, напоминая путь достижения нирваны. Дух Востока действительно мог оказать влияние на греков.
Основоположником другого учения стал Эпикур, живший в то же время, что и Зенон. и написавший «Трактат о природе». Позднее произошло искажение понимания его философии, сведенной лишь к учению о наслаждении. По Эпикуру, все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья.
И стоики, и эпикурейцы рассматривали земную жизнь как прелюдию к будущей, поскольку смерть для добродетельного человека, по их мнению, не являлась абсолютным концом.
Города. В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора. Это так называемая система Гипподама,архитектора V в. до Р. Х. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса.
Наука. Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов. Развивалась математика, Эвклидсоздал знаменитые «Начала», лежащие в основе позднейших представлений европейцев о геометрии. Архимед, какое-то время работавший в Мусейоне, заложил основы рациональной механики и гидростатики, изобрел особый тип рычага и знаменитый винт для подъема воды при искусственном орошении. Эратосфен создал научную географию и первым измерил длину земного меридиана. В области астрономии возникли гелиоцентрическая (Аристарх с Самоса) и геоцентрическая (Гиппарх из Никеи) системы. Идея Аристарха о том, что Солнце находится в центре вселенной, а Земля вращается вокруг него, легла в основу теории Коперника.
Наука еще была ограничена условиями времени, поскольку не существовало удобных арабских обозначений чисел, точных инструментов наблюдения и т. п. Но расцвет науки стал в то же время и предельной точкой ее развития, поскольку в этой области римляне так и не сравнялись с греками. Европа вплоть до эпохи Возрождения будет жить за счет научного багажа, приобретенного в период эллинизма.
Военная техника. В связи с развитием точных наук, совершенствовалась и военная техника. В эпоху эллинизма возникли новые виды метательного оружия: катапульты и баллисты, стрелявшие большими стрелами и камнями, с дальнобойностью до 350 м. Появились модернизированные виды осадных башен (гелепол).
Литература. В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих, что неизбежно вело к развитию придворной литературы, преисполненной лестью. Получила распространение лирика ухода от действительности. Источником буколического жанра была народная поэзия. Пользовалась популярностью и поэзия путешествий в экзотические страны. Например, появилось подробное переложение мифа об аргонавтах.
Шел лихорадочный поиск нового, когда поэзия освобождалась от музыкального сопровождения и в ней особое внимание уделялось метрике.Распространилась «поэзия малых форм» – эклоги и эпиграммы. Стремление передать чувства отдельных людей способствовало развитию любовной поэзии, в которой изобретались разные символические образы: амуры, стрелы, сердца, цепи и т. д., и т. п., – оригинальные в эллинистическую эпоху, но банальные в последующее время.
Изменилась и читающая публика: образованность распространилась среди богатых и знатных слоев общества, в связи с чем возникла и утонченно изысканная поэзия «для меньшинства», как это ни парадоксально, пришедшаяся по вкусу многим.
Возникли библиотеки, самая крупная имелась в Александрии, в Мусейоне (около 700 тыс. папирусных свитков), где учеными систематизировались труды предшествующих античных авторов. Именно в Александрии (примерно II в. до Р. Х.) был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта (перевод 70 толковников).
Искусство.В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская. Статуи и барельефы в эллинистическую эпоху пользовались популярностью, однако увеличение спроса на произведения искусства всегда ведет к появлению огромного количества вещей, рассчитанных на массовое потребление, – прямой путь к упадку настоящего мастерства.
В искусстве, как и в других сферах духовной жизни, шел поиск новых форм. Бесконечное брожение Азии нашло выражение в патетических сюжетах. Символом эллинизма стала Ника из храма в Самофракии.Большую известность получил алтарь Зевса в Пергаме. На нем изображена борьба богов и гигантов – гигантомахия. Сложность композиции, экспрессия, боязнь пустого пространства, тела борющихся переплелись в один громадный вытянувшийся клубок, в котором исчезли классические простота и ясность.
Для эллинизма характерен вкус к мрачному, болезненному, старческому, уродливому, варварскому. Суть нового искусства– изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Однако до настоящего реализма как художественного направления в культуре еще далеко: искусство слишком поверхностно и этнографично.
В эпоху эллинизма не было создано столь целостной и законченной художественной концепции, какая имелась в эпоху классики, и это тоже один из существенных признаков угасания греческой цивилизации в эпоху эллинизма.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1123;