Технократическая концепция» и ее критика
Все больше внимания современная философия техники уделяет роли технической интеллигенции в современном мире. В середине XX ст. широкое распространение получила технократическая концепция, появившаяся как следствие прогрессивного и всеохватывающего развития науки и техники.
Первоначально идея «технократии» высказывалась в социальной утопии Т. Веблена «Инженеры и система цен», представляющей технических специалистов бескорыстными служителями производственного и социального прогресса. В 60-70-х годах идею «технократии» развивал Дж.К. Гэлбрейт («Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества»). Основное понятие концепции Гэлбрейта — «техноструктура» — обозначает складывающуюся в обществе иерархию технических специалистов, людей, владеющих техническим знанием (от рядового техника, инженера до руководителя сложного технического комплекса и т.д.). «Техноструктура» - обширная, иерархическая организация, носитель коллективного разума и коллективных решений.
По мере развития индустриального общества «техноструктура», считает Гэлбрейт, играет все более важную роль, как в экономике, так и в управлении обществом в целом. Поэтому политическая власть должна быть сосредоточена в руках технических специалистов, осуществляющих управление обществом на базе научно-технических знаний.
Критическая оценка техницистского оптимизма, радужных перспектив теории технократического благоденствия отразилась в ряде художественных произведений современных писателей, в том числе антиутопиях («451 по Фаренгейту» Р.Брэдбери, «О, дивный новый мир» О.Хаксли, «1984» Дж.-Оруэла и др.). Эти произведения можно рассматривать как предостережение человечеству, как критику технократического тоталитарного государства, в котором доведенные до совершенства наука и техника подавляют индивидуальность и свободу человека.
Сегодня в рамках философии техники проблема технократии стоит очень остро. Критики технократии убеждены, что философия с помощью своих фундаментальных, социологических, этических, философско-правовых установок и интерпретаций может убедить общество в неприемлемости технократической перспективы прогресса. В обществе «технической цивилизации» (О. Шельски) человек является не только «конструктором мира», но и сам становится объектом конструирования. С этих позиций философия техники подходит к оценке роли технической интеллигенции в развитии и управлении техникой в современном мире.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 3042;