Выбор средств
Первый критерий разграничения — это специфический выбор средств или методов. Типичные психологические средства — например, беседа, тренинг или межличностные отношения как факторы влияния — всегда имеют точку приложения в эмоциях и поведении и совершаются в социальной интеракции между помогающим и тем, кто ищет помощи.
Итак, сущность психологической интервенции не в том, чтобы вызвать изменение психических характеристик и процессов — как можно бы было сперва предположить, — а в том, что влияние производится психологическими средствами.Ориентировать их можно и на изменение соматического состояния. Например, высокое кровяное давление — явление прежде всего соматическое; но в той мере, насколько оно обусловлено еще и психически, его можно, при известных условиях, успешно лечить средствами клинико-психологической интервенции. Тем не менее из этого не следует, что при соматических проблемах психологические интервенции показаны лишь тогда, когда эти проблемы вызваны психическими причинами. Даже такие феномены поведения, которые определяются генетическими или церебральными факторами, иной раз доступны психологическому влиянию, как это показывают примеры психологического тренинга у лиц с нарушениями умственного развития или у гиперактивных детей.
С древнейших времен психологические средства привлекались для профилактического или лечебного воздействия на людей. Так, уже в античности делались попытки лечить меланхолию с помощью музыки и танцев. Экзорцизм тоже можно понимать как донаучный ритуал, совершаемый для устранения психических проблем (ср. Ernst, 1989). В XVIII веке существовала широкая волна психопрофилактики, или «душевной диететики» (ср. Moritz, 1783). Научное развитие психотерапии в смысле современной психологии начинается в последнем столетии, с Зигмунда Фрейда (1856-1939) и учеников Вундта — Лайтнера Уитмера (1867-1956) и Эмиля Крепелина (1856-1926) (см. главу 1).
В Европе Зигмунд Фрейд наряду с Крепелином (который как психиатр тоже обязан своему учителю Вильгельму Вундту и Лейпцигской лаборатории) пробил историческую брешь для психологической интерпретации и лечения психических расстройств. Фрейд, в некотором роде двигаясь «против течения» — против психиатрических школ своего времени, — предпринял последовательную попытку объяснить этиологию и лечение психических расстройств главным образом на психологической основе.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 871;