Холокост в Литве
Поскольку Германия заняла Литву очень быстро, мало кому удалось бежать на восток – советская власть едва успела вывез- ти в Москву правительство ЛССР. Это роковым образом сказалось на евреях – они попытались податься на восток, но в большинстве своем были возвращены литовскими повстанцами или вернулись сами, по- скольку на московской дороге их обогнал вермахт, а с другой сторо- ны, у внутренней границы между Литвой и СССР, советские войска и НКВД останавливали беглецов, считая их дезертирами и панике- рами, а один только вид литовских документов навлекал подозрения в шпионаже. С первых дней нацистской оккупации евреи ощутили на себе ненависть части местного населения. Дело в том, что в июне
1940 г. коммунистическая еврейская молодежь цветами и русскими песнями встречала приход Красной армии – для них это означало спасение, т. к. вместо советских войск мог прийти и вермахт. Когда советская власть начала формировать новую администрацию, евреи, особенно молодежь, охотно начавшая говорить по-русски, получили посты в органах власти, на предприятиях и в учреждениях, в проф- союзах – евреи стали заметны на просоветских демонстрациях, в администрации, политическом руководстве, и это было непривыч- но. Не получая большой поддержки от литовцев, советский режим привлекал себе в помощь евреев. Немало евреев появилось в госу- дарственном аппарате, НКВД, милиции. Это особенно усилило ан- тисемитские настроения, многим литовцам казалось, что все евреи предали независимую Литву и ее идеалы. Внезапное усиление анти- семитизма обеспокоило московских ставленников: 27 июня 1940 г. премьер-министр просоветского Народного правительства В. Креве- Мицкявичюс жаловался заместителю Л. Берии В. Меркулову, что жи- тели недовольны поведением евреев, предавших литовскую государ- ственность.
Хотя евреи не были виновны ни в оккупации, ни в советизации, их заметность позволила отождествить их с советской властью, а призыв к «борьбе с юдо-большевизмом», запущенный в массы на- цистской пропагандой, переплелся с сильными антисоветскими на- строениями литовцев. В первую неделю нацистской оккупации мно- гие жители, в том числе и евреи, подверглись преследованию как коммунисты и советские активисты. Несколько тысяч человек было уничтожено во время так называемых «операций по зачистке», про- водимых оперативными отрядами айнзатцгрупп полиции безопас- ности и СД (нем. Einsatzgruppen der Sicherheitspolizei und des SD). В от- личие от своей тактики в Западной Европе, нацисты начали массовое уничтожение евреев без переходного периода. Специальные группы СД (Тильзитский отдел гестапо) 24 июня 1941 г. расстреляли только евреев (мужчин) на 25-километровом участке литовско-германско- го пограничья: в Гаргждай был убит 201 еврей, на следующий день в Кретинге – 214 евреев, 27 июня в Паланге – 111. Евреев убивали и в других местах.
Айнзатцгруппы организовали террор таким образом, чтобы каза- лось, что первые погромы и акции «по зачистке» проводят местные жители. Помощники нашлись среди пострадавших от советского террора литовцев, горевших жаждой мести или пытавшихся смыть с себя грехи советского периода – по указке СД они приняли участие
в жестоких погромах 26 июня в предместье Каунаса Вилиямполе и 27 июня – в гараже каунасского кооператива «Летукис», хотя в рапор- тах командиров айнзатцгрупп говорится, что организовать погромы было непросто. Вооруженные партизаны не вызывали у немцев дове- рия, поэтому 28 июня отряды повстанцев были распущены, а из до- бровольцев был сформирован Батальон охраны национального труда при Каунасской военной комендатуре. Одна из его рот была преоб- разована в зондеркоманду, которая 4 и 6 июля под командованием нацистов приняла участие в массовом истреблении 3 тыс. евреев (вы- деленных из числа других заключенных, подозреваемых в пособниче- стве советским властям, исключительно по национальному признаку) в VII форте Каунасской крепости. В сложной ситуации 1939–1941 гг., когда литовское общество было охвачено глубоким морально-психо- логическим кризисом (три ультиматума и оккупации, потеря незави- симости без сопротивления привели к утрате некоторыми людьми не только государственных, но и человеческих ценностей), у определен- ной части общества сформировался образ еврея как непримиримого врага и ложное понимание патриотизма. По словам одного палача,
«стрелять было страшно, но я думал, что это необходимо для неза- висимости Литвы», тем более что оккупанты приказывали убивать и поощряли убийства.
После первых акций айнзатцгрупп СД в начале августа 1941 г. 95 % литовских евреев еще были живы. Однако в июле 1941 г. рейхсфю- рер CC Генрих Гиммлер лично объехал всю занятую западную часть СССР, сообщая айнзатцгруппам (каунасской группе А и вильнюс- ской группе В), что убивать следует не только еврейских мужчин, но и женщин и детей. Для массового истребления был создан целый механизм – 16 августа директор литовского департамента полиции Витаутас Рейвитис издал секретный документ № 3 с приказом о за- держании всех евреев и их концентрации в отведенных для этого местах. Всех евреев согнали во временные гетто и изоляционные лагеря. В течение нескольких следующих месяцев нацисты осуще- ствили жуткие расстрелы еврейских общин в литовской провинции. Расстрелы обычно проводились в нескольких километрах от гетто и лагерей, в ближайших лесах, полях или гравийных карьерах. Евреев расстреливали и сбрасывали в вырытые ямы целыми общинами. В процесс подготовки массовых убийств, конвоирования жертв и их расстрела были вовлечены группы литовской полиции самообороны (так называемые батальоны охраны национального труда в Зарасай, Купишкисе, Йонаве и других местах), полицейские из вспомогатель-
Убийство евреев в гараже кооператива «Летукис» 27 июня 1941 г. (репрод. Р. Мичюнаса)
ной полиции, а также полицейские из полицейских участков, уже присягнувшие на верность А. Гитлеру. Больше всего расстрелов осу- ществили две специальные зондеркоманды, образованные из литов- цев, – особый отряд СД в Вильнюсе (в Панеряй) и «летучий отряд» иоахима Хамана, который по нескольку раз в неделю выезжал в про- винцию на расстрелы (его основу и составила 3-я рота Каунасского батальона охраны национального труда). В каждой зондеркоманде было не менее 50–100 членов. В некоторых акциях участвовала только литовская вспомогательная полиция и добровольные помощники по- лиции, среди которых встречались и криминальные элементы, наце- ленные на грабеж еврейского имущества – домов, сельхозинвентаря, драгоценностей, постельного белья, одежды. В акции по истреблению литовских евреев нацисты использовали и части Русской освободи- тельной армии генерала Андрея Власова, украинские и латышские полицейские батальоны.
Так день за днем летом и осенью 1941 г. шла настоящая бойня, в ко- торой было уничтожено большинство – около 150 тыс. – литовских ев- реев. Около 50 тыс. евреев были временно оставлены в Вильнюсском, Каунасском, Шяуляйском и более мелких гетто – для использования их в качестве дешевой рабочей силы. Однако и в крупных гетто евре- ев истребляли во время так называемых акций. Под конец войны, в 1943 г., нацисты ликвидировали городские гетто, выкапывали и сжи- гали тела убитых. 11 тыс. литовских евреев было вывезено в концлаге- ря в Эстонии и Латвии, около 3,5 тыс. – в концлагеря в Польше, около
8 тыс. – в Штутгоф, Дахау, Освенцим. Во время Холокоста погибло око- ло 90 % из примерно 208 тыс. литовских евреев (включая Вильнюсский край). Были спасены или выжили около 8 тыс., еще около 8–9 тыс. оста- лись в живых, поскольку успели бежать вглубь СССР. Кроме того, в IX форте Каунасской крепости было расстреляно около 6–8 тыс. евреев, привезенных сюда из Австрии, Германии, Чехословакии или Франции. Некоторые литовские батальоны полиции самообороны были ис- пользованы в акциях против гражданского населения в Белоруссии, Польше, на Украине.
В гетто возникли группы сопротивления, некоторые евреи бежали в леса, брались за оружие и вступали в советские партизанские отряды, невзирая на проявления антисемитских настроений среди партизан. Многие литовские евреи сражались в 16-й Литовской стрелковой диви- зии, сформированной в СССР.
Осенью 1941 г. центры литовских городов и местечек опустели, а в еврейских домах обосновались учреждения или поселились но- вые хозяева, нацисты разграбили еврейские культурные ценности. Уничтожение евреев вызывало огромный гнев в обществе, нацист- ские коллаборационисты не могли рассчитывать на доброе имя, про- клятия и упреки сыпались на них в костелах, в народе их презритель- но называли «палачи евреев». Другая часть литовского общества, ри- скуя своей жизнью (были и расстрелянные за укрывательство евреев), пыталась помочь евреям и спасала их. Немало евреев спасли католи- ческие священнослужители, монахини, простые крестьяне. За спасе- ние евреев звание «Праведник мира» получили 830 литовцев, хотя в действительности их было гораздо больше, и этот список постоянно пополняется.
Нацистская политика расового геноцида лишила Литву одной из са- мых ярких этнических общностей, живших здесь на протяжении сотен лет, – евреев. истребление невинных людей только из-за их националь- ности – самая кровавая страница литовской истории ХХ в., утрата мно- жества талантливых людей, великая потеря и трагедия для еврейской нации и всей Литвы.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1907;