Финансовая олигархия — враг демократии
Анализируя экономические и политические последствия установления власти монополий, Ленин подчеркивал, что в эпоху империализма наступление реакции на демократические установления, порядки и традиции принимает форму открытого насилия, направленного против
всех классов и слоев (за исключением крупной буржуазии), и распространяется на самые широкие области политической и общественной жизни.
Это наступление монополий нацелено против демократии вообще, ибо монополия и демократия находятся в кричащем противоречии. В. И. Ленин писал в этой связи; «И во внешней политике, и во внутренней одинаково, империализм стремится к нарушениям демократии, к реакции. В этом смысле неоспоримо, что империализм есть «отрицание» демократии вообще, всей демократии...» 7
В период общего кризиса капитализма антидемократические устремления монополистической буржуазии все более усиливаются. Обострение классовой борьбы, прогрессирующее ослабление позиций капитализма и страх перед социализмом, силы которого постоянно растут, — вот что толкает монополии на крайности в области как внутренней, так и внешней политики.
После первой мировой войны в некоторых капиталистических странах победил фашизм, была установлена открытая кровавая диктатура наиболее реакционных и авантюристических групп монополистической буржуазии и помещиков. Фашизм, как это показал опыт Германии и Италии, представляет собой полную ликвидацию демократии. Разгром рабочих организаций, беспощадное подавление всякой оппозиции, в том числе и буржуазно-либеральной; нарушение элементарных демократических прав трудящихся и полное подчинение народа произволу монополий и их государственной машины, истребление лучших сил нации в тюрьмах и концентрационных лагерях, расовое изуверство и бешеная подготовка к войне и, наконец, агрессия, развязывающая новую мировую бойню, — вот что принесла с собой фашистская диктатура.
Вторая мировая война, которая велась народами во имя победы над фашизмом, временно дезорганизовала наступление реакционных сил во многих капиталистических странах. Но победа миролюбивых народов над гитлеровской коалицией отнюдь не покончила с опасностью свирепой реакции, присущей империализму. Стремление империалистической буржуазии к политической реакции внутри страны и к агрессии вовне вскоре после войны вновь дало себя знать в буржуазных странах, и прежде всего в главной цитадели капитализма — в США. В послевоенный период развернулось новое широкое наступление монополистического капитала на демократические права и свободы народов капиталистических стран. При этом опасность, нависшая над демократическими завоеваниями народов, усугубляется следующими двумя факторами.
Во-первых, нарастанием государственно-монополистического капитализма, все большим подчинением буржуазного
государства капиталистическим монополиям. Непосредственное участие монополий в государственном управлении дает им возможность упразднять любые демократические нормы, мешающие их неограниченному господству. Государственный аппарат в этих условиях становится простым орудием хозяйничанья монополистического капитала.
Во-вторых, возросшей ролью американского империализма. Опутав сетью экономической зависимости ряд капиталистических стран, американский империализм стал открыто вмешиваться в их внутренние дела. Повсюду он делает ставку на крайне реакционные элементы; поощряет всевозможные антидемократические меры, предоставляя буржуазным правительствам финансовые, а иногда и военные средства для проведения этих мер в жизнь. Реакционные круги США играют на международной арене роль главной антидемократической силы, оказывающей давление на весь капиталистический мир.
К этому надо добавить растущее реакционное влияние межгосударственных монополистических объединений и агрессивных блоков. Различные «наднациональные» органы, созданные в Европе, находятся фактически вне всякого контроля самих народов и облегчают монополистам возможность сообща вести борьбу против демократических прав и свободы народов.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 969;