Земельная рента
В капиталистическом земледелии в отличие от промышленности вся вновь созданная стоимость делится между тремя классами. Сельскохозяйственные рабочие получают заработную плату, капиталист-арендатор получает обычную среднюю прибыль, а земельный собственник — ренту. Возникает вопрос: каким образом в земледелии кроме обычной прибыли накапитал появляется особая доля прибавочной стоимости, которая в форме арендной платы за землю отбирается землевладельцами у капиталистов-арендаторов?
Отвечая на этот вопрос, Маркс обратил внимание на некоторые экономические особенности земледелия. Различные земли, обрабатываемые отдельными хозяйствами, неодинаковы как по плодородию, так и по своему местоположению по отношению к рынку. Земля лучшего качества при одних и тех же затратах даст более обильный урожай по сравнению с землей худшего качества. Так же обстоит дело с различием местоположения земель по отношению к рынку. Чем ближе к рынку расположена земля, тем дешевле обходится доставка продуктов, тем выгодней ведение хозяйства на ней. Для краткости можно суммировать оба эти различия (т. е. различие в плодородии земли и в местоположении) как различия лучших и худших земель. Продукции одних лучших и средних земель недостаточно для покрытия общественного спроса, отсюда необходимость обработки и худших земель. Но капиталисты не только на лучшей и средней, но и на худшей земле должны получать кроме возмещения издержек также среднюю прибыль. Поэтому цена производства продуктов сельского хозяйства равна издержкам их производства на худших землях плюс средняя прибыль. А средние и лучшие земли дают кроме средней прибыли некоторый излишек, который капиталисту-арендатору приходится выплачивать собственнику земли.
Избыток прибыли, получаемой на земле лучшего качества или на земле, близко лежащей к рынку, по сравнению с худшей или наиболее отдаленной землей, называется дифференциальной (разностной) земельной рентой I, так как она получается вследствие разницы в качестве земель. Это различие в плодородии и местоположении участков есть, однако, лишь условие, естественный базис создания дифференциальной ренты I. Источник же ее возникновения — прибавочная стоимость, создаваемая сельскохозяйственными рабочими.
Избыток прибыли может быть получен капиталистом-арендатором на любом по качеству земельном участке в результате дополнительных вложений капитала, которые позволят ему собрать урожай более высокий, чем урожаи на
худших участках, определяющих цену единицы продукции. Добавочная прибыль, являющаяся результатом новых капиталовложений на обрабатываемом участке, т. е. интенсификации земледелия, называется дифференциальной рентой II. Если она получена до того, как утратил силу старый арендный договор, то дифференциальную ренту II присваивает себе капиталист. Но при заключении нового договора землевладелец обычно учитывает результаты интенсификации земледелия и повышает арендную плату, включая в нее дифференциальную ренту II.
Буржуазная политическая экономия объясняет происхождение дифференциальной ренты существованием какого-то «закона убывающего плодородия почвы». К. Маркс и В. И. Ленин доказали, что мифический «закон убывающего плодородия» никакого отношения к теории ренты не имеет. Он изобретен буржуазными экономистами и пропагандируется ими, чтобы снять с капиталистов и крупных землевладельцев ответственность за дороговизну сельскохозяйственных продуктов, за нищету масс и за варварское использование земли, свалив все это на действие вечного и неизменного «закона». Один из основоположников вульгарной политической экономии, поп Мальтус, ссылаясь на этот «закон», объявил, что рост населения всегда будет опережать рост производства сельскохозяйственных продуктов и поэтому, чтобы поддерживать известное «равновесие», необходимы войны, эпидемии и искусственное ограничение деторождения у неимущих классов. Современные мальтузианцы используют так называемый «закон убывающего плодородия почвы» для оправдания агрессивных войн и массового истребления людей.
Присвоение дифференциальной ренты землевладельцами, которые, как правило, используют ее для непроизводительных целей, служит тормозом развития сельского хозяйства. Еще большее значение в этом отношении имеет абсолютная рента.
Худшие земли, как уже отмечалось, не приносят дифференциальной ренты. Но владельцы худших участков земли не предоставят своей земли капиталистическим предпринимателям без всякого вознаграждения, без всякой ренты. Откуда же возникает рента с худших земель?
Известно, что только переменный капитал порождает прибавочную стоимость. В земледелии техника ниже, чем в промышленности. Это следствие того, что капиталисты, арендующие землю лишь на время, не вкладывают в машины, здания и т. п. столько средств, сколько промышленники — в свои предприятия. Вследствие более низкого органического строения капитала величина прибавочной стоимости на капитал равной величины в земледелии выше, чем в промышленности. Предположим, что при издержках производства, составляю-
щих 100 денежных единиц, в промышленности приходится 90 — на постоянный капитал и 10 — на переменный, а в земледелии — 80 — на постоянный и 20 — на переменный. В этом случае прибавочная стоимость в промышленности (при 100-процентной норме эксплуатации) составит 10 денежных единиц, а в земледелии — 20 денежных единиц. В силу монополии частной собственности на землю свободный перелив капитала в земледелие осуществляться не может. Следовательно, не может быть и выравнивания нормы прибыли между промышленностью и земледелием.
Цены на сельскохозяйственные товары поэтому складываются в соответствии не с ценой производства, а со стоимостью. Разница между стоимостью и ценой производства и составляет абсолютную ренту. Эта разница будет в то же время разностью между более высокой прибавочной стоимостью в земледелии и менее высокой — в промышленности (в нашем примере эта разница составляет 10 денежных единиц).
Дань, которую общество вынуждено платить крупным земельным собственникам в виде земельной ренты, вызывает удорожание предметов питания и сельскохозяйственного сырья и ведет, следовательно, к ухудшению положения трудящихся масс как в городе, так и в деревне. Землевладельцы получают дань и с предприятий горнодобывающей промышленности, что ведет к повышению цены минерального сырья. Рента вызывает повышение цен на городские строительные участки, а это влечет за собой вздорожание квартирной платы. Рост ренты ухудшает и положение крестьян, не имеющих собственной земли.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 935;