Возрождение средневековой схоластики
Фидеизм все шире и активнее пропагандируется в современном буржуазном обществе. Усиленно активизируется церковь и ее организации. Идеологи господствующего класса все настойчивее твердят, что «только религия может принести спасение» 14, что единственный ответ на жгучие социальные вопросы «состоит в более эффективном проникновении в нашу жизнь духа христианства» 15.
Наряду с религией в кругах буржуазии и буржуазной интеллигенции широко распространилось увлечение мистикой, спиритизмом, астрологией, хиромантией и прочими видами суеверия.
Классовый смысл этого явления был вскрыт еще Лениным, указавшим, что «буржуазия, из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом, поддерживает все отсталое, отмирающее, средневековое» 16.
Возрождение средневековья имеет место и в современной буржуазной философии. Оно происходит в буквальном смысле: речь идет о философии неотомизма — обновленном учении средневекового схоласта Фомы Аквинского, которое Ватиканом признано официальной философией католической церкви.
Может показаться, что открыто религиозная философия, выдающая учение средневековой схоластики за «вечную философию», не должна иметь большого влияния в научных кругах. Но это не так. Неотомизм — тонкое и хитрое учение, нередко вводящее в заблуждение не только простых людей, но и ученых капиталистических стран.
Основой основ учения неотомистов является признание бога творцом и вседержителем мира. Природу они рассматривают как «осуществление божественных идей», а исто-
рию — как «реализацию божественного плана». В отличие от неопозитивистов, экзистенциалистов и подобных им субъективных идеалистов неотомисты заявляют, что окружающий мир, как творение бога; реально существует вне человека и его сознания и познается с помощью чувств и разума. Они даже критикуют в этой связи иррационализм экзистенциалистов и громогласно выступают в защиту разума, которым-де бог наделил человека, чтобы он мог познавать истину.
Подобные заявления сочувственно воспринимаются теми людьми, которые не удовлетворены софизмами позитивизма и иррационализма, но не хотят или не могут перейти на сторону философского материализма. Такие люди считают, что неотомизм удачно сочетает правильное, здоровое отношение к научному познанию с верой в бога, удовлетворяющей личную религиозную потребность человека.
Однако этот взгляд глубоко ошибочен. На самом деле неотомизм не может быть примирен с разумом и наукой. Основная идея неотомистов состоит в подчинении науки — религии, знания — вере. Они допускают лишь такой «разум», такой строй мыслей, который не выводит за пределы учения церкви. И, напротив, они объявляют неразумием, «восстанием против разума» защиту научных положений, противоречащих догматам церкви.
Неотомисты говорят о трех путях постижения истины: науке, философии и религии. Низший из них — наука. Знание, даваемое ею, якобы недостоверно и ограничено лишь телесной оболочкой, скрывающей истинную духовную сущность мира, куда наука не имеет доступа и которая частично открывается философии, или «метафизике». В отличие от науки философия ставит вопрос о первой причине существования мира и приходит к выводу, что такой первопричиной является высшее духовное начало, или божественный творец. Но высшая истина, учат неотомисты, постигается только откровением, религиозной верой, с которой должны согласоваться все общие выводы науки и философии.
Конечную теоретическую цель науки неотомисты усматривают в подыскании доводов, подтверждающих веру в бога, в доказательстве того, что «католицизм и наука созданы друг для друга». Все трудности, стоящие перед наукой, нерешенные вопросы они используют в пользу догматов церкви.
Один из излюбленных католической философией доводов в пользу сотворения мира — это ссылка на теорию «расширяющейся вселенной». В 1919 г. было открыто так называемое «красное смещение», т. е. сдвиг линий к красному концу в спектрах излучения, идущего к нам ототдаленных звездных систем — галактик. Наука не выяснила еще с достоверностью, чем вызвано это явление. Используя тот факт, что
наиболее вероятная причина «красного смещения» — это быстрое удаление галактик от нашей солнечной системы в разные стороны, философы-идеалисты немедленно сделали вывод, что когда-то вся материя и энергия вселенной были сосредоточены в одном «первоатоме», созданном богом.
Для этого вывода нет никаких научных оснований хотя бы потому, что мы не имеем права распространять выводы, сделанные на основании фактов, наблюдаемых в данное время и в ограниченной части вселенной, на всю бесконечную вселенную и на период, отдаленный от нас миллиардами лет.
Тем не менее, ссылаясь на эту и другие подобные «теории», папа Пий XII в речи «Доказательство бытия бога в свете данных современной науки», произнесенной 22 ноября 1951 г., заявил: «Таким образом, творение во времени; а поэтому и творец; и, следовательно, бог! Вот те слова... которых мы требуем от науки и которых наше поколение ожидает от нее» 17.
Этот пример показывает, как философы-идеалисты и церковники из недостаточно объясненных научных данных делают идеалистические и фидеистические выводы. Только прочность философских материалистических позиций и последовательность диалектического мышления могут избавить ученого от шатаний и уберечь его от ловушек, расставляемых идеалистами на всех трудных участках пути науки.
Нередко неотомисты привлекают людей тем, что в отличие от субъективных идеалистов уделяют большое внимание вопросам морали. Но мораль, проповедуемая неотомистами, — это мораль смирения, это учение о том, что не столько о земной жизни и о бренном теле, сколько о «бессмертной душе», о «вечной жизни», о боге должен думать человек. Другими словами, это мораль пассивного принятия и, следовательно, оправдания существующего социального зла, эксплуатации и неравенства, мораль, подменяющая протест и борьбу против социальной несправедливости молитвой и обращением к богу, — следовательно, мораль, выгодная только господствующему эксплуататорскому классу.
Для социально-политического учения неотомистов характерна активная борьба против социализма, сочетающаяся с «критикой» некоторых недостатков капитализма. Существующие пороки общества католические философы объясняют тем, что многие люди, в том числе капиталисты, забыли веру, перестали быть добрыми христианами. Такая «критика» говорит о том, что неотомисты и не помышляют о борьбе против капитализма, являясь по существу его защитниками.
В капиталистическом мире распространено много других течений и школ, называющих себя «инструментализмом» *,
_____________
* Об «инструментализме» или прагматизме см. в главе 3.
«неореализмом», «феноменологией», «персонализмом» и т. д. и т. п. Но все они находятся внутри общего идеалистического лагеря, им присущи те же реакционные черты и тенденции, которые лишь отчетливее выражены в рассмотренных выше самых типичных учениях.
Идеалистическая философия не способна дать правильный ответ на научные и социальные проблемы современности. Проникнутая духом враждебности к научному мировоззрению и общественному прогрессу, она отражает углубляющийся упадок капитализма и кризис его культуры.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 928;