ЖИВОТНОВОДСТВА

 

У патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, где бы они не пребывали (в организме ли животного, насекомого, клеща или вне его), вырабатывается своеоб­разная устойчивость к различным факторам неблаго­приятного внешнего для них воздействия. Особенно хо­рошо многие из этих микроорганизмов приспосабли­ваются к жизни в живом макроорганизме, где они на­ходят соответствующие для себя питательные вещества, температуру и реакцию среды. Это подтверждается фак­тами длительного микробоносительства при ряде инфек­ционных болезней. В качестве примера адаптации мик­робов к организму хозяина может служить продолжи­тельное (годами) микробовыделение при туберкулезе, бруцеллезе, роже свиной, ящуре, салмонеллезе, пуллорозе кур и многих других болезнях.

Скрытые микробоносители или животные, страдаю­щие бессимптомной формой заболевания, в известной степени представляют даже большую опасность как ис­точник внесения в хозяйство патогенной микрофлоры и поддержания эпизоотического очага, чем явно больные животные, поскольку последних представляется возмож­ным своевременно обнаружить и изолировать.

Пути выделения болезнетворных микроорганизмов биологическим хозяином различны. Микроорганизмы мо­гут выводиться из организма больного или переболев­шего животного с фекальными массами, мочой, слюной, носовыми истечениями, плодовыми водами, молоком, при ранениях, при укусах насекомыми и другими путями, а также при убое животного.

В зависимости от состояния организма микробоносителя, в одном случае больше, в другом меньше выделяет­ся патогенных микроорганизмов во внешнюю среду, где они при благоприятных условиях остаются в течение некоторого времени жизнеспособными и, постепенно накапливаясь, создают резервуар возбудителя инфекции, а следовательно, способствуют созданию условий зара­жения здоровых животных.

Внешняя среда, куда из больного животного попадают патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, обычно не является местом их естественного обитания, так как она чаще всего не имеет необходимых для их нормальной жизнедеятельности условий (соответствующие питательные вещества, температура, влажность, оптимальная рН) и подвержена существенным изменениям. В объектах, содержащих большое количество органиче­ских веществ (молоко, мясо, фекалии), многие патогенные микроорганизмы могут относительно продолжитель­но сохраняться не только жизнеспособными, но даже вирулентными, тогда как в средах, бедных органически­ми веществами, выживаемость таких микроорганизмов менее продолжительна. Например бруцеллы выживают в корме для животных свыше 5 месяцев, а в торфяной и торфо-соломенной подстилке - от 5 до 30 дней. Эта закономерность присуща и возбудителям вирусных инфек­ций. В частности, вирус ящура сохраняется жизнеспо­собным в корме для животных до 200, а на шерстном покрове животных - до 28 дней.

Таким образом, недифференцированное понятие о внешней среде дает о ней лишь общее представление, тогда как конкретная среда и в конкретных условиях бывает строго специфична, оказывая в связи с этим оп­ределенное влияние на попавших в нее патогенных мик­роорганизмов; это ветеринарному специалисту всегда следует учитывать.

Объекты внешней среды, через которые возбудитель болезни может попасть к здоровому животному, назы­вают фактором передачи (переноса) возбудителей инфекционных болезней.

Патогенные микроорганизмы обнаруживаются на всем том, с чем прямо или косвенно соприкасалось боль­ное животное, но чаще обсеменению такими микроорга­низмами подвержены почва, вода, воздух и помещения для животных.

На длительность пребывания патогенного микроор­ганизма во внешней среде влияют не только отдельные ее факторы или их совокупность, но и природа самого возбудителя болезни, В зависимости от степени устойчивости, или способ­ности выживать во внешней среде, патогенные микроор­ганизмы принято делить на высокоустойчивых и мало­устойчивых. Немаловажное значение в этом вопросе за­нимает механизм передачи возбудителя болезни от од­ного животного к другому. У тех патогенных микробов, фактором передачи для которых являются исключитель­но живые переносчики (грызуны, насекомые, клещи и т. п.), не выработана способность переносить неблаго­приятные воздействия внешней среды. Такие микроорга­низмы малоустойчивы. Наличие питательных веществ и оптимальной температуры тела переносчика помогло паразитам выработать специфическую устойчивость в таком звене, как макроорганизм - переносчик - макро­организм, и, наоборот, привело к утрате им сопротивляемости в другой среде внешнего мира. Примером этому могут служить возбудители вибриозного аборта коров, токсоплазмоза, пироплазмоза, бабезиеллеза, туляремии и пр.

К высокоустойчивым относят возбудителей, фактором передачи которых от больного организма к здоровому служит не только живой организм, но и другие пути - почва, вода, воздух, корм, навоз, различные предметы, оборудование, спецодежда и т. п.

Выделенные во внешнюю среду возбудители болезни попадают под влияние многих неблагоприятных факто­ров и, как правило, в массе своей вне организма гибнут. Но отдельные микробы приспосабливаются к этим усло­виям, приобретают новые свойства и становятся более устойчивыми, благодаря чему данный вид сохраняется в природе. К таким микроорганизмам относятся возбуди­тели туберкулеза, бруцеллеза, рожи свиней, сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, злокачественного отека и др. Последние три возбудителя, хотя и подвер­жены той же закономерности, но по механизму передачи все же занимают особое место вследствие их способ­ности при определенных неблагоприятных условиях об­разовывать споры. Спорообразование у Вас. anthracis, например, происходит при температуре не ниже 12° и не выше 42°С. Споровая форма микроорганизма наиболее устойчива к воздействию многих неблагоприятных фак­торов внешней среды: высушиванию, высокой темпера­туре, дезинфицирующим средствам и др. Длительная со­хранность спор обусловливает возникновение сибирской язвы и местностях через много лет после ее регистрации, когда Зарывали в землю трупы животных, павших от этой болезни, и где таким путем были созданы устой­чивые очаги сибирской язвы.

К неблагоприятным воздействиям устойчивы и филь­трующиеся формы микроорганизмов, обладающие как бы неспецифической резистентностью к внешним факторам.

Из токсигенных и патогенных микроорганизмов в поч­ве обнаруживают С1. perfringens в 96-100% случаев, С1. oedematiens - в 47-64%, С1. septicum - в 8-47%, С1. botulinum - в 8-70%, а палочку столбняка находят в 20-100% проб. В почве сравнительно долго выживают и другие патогенные для животных и человека микроорганизмы. Из почвы также выделяют патогенные и условно-патогенные грибы. Существенное влияние на выживае­мость патогенных микроорганизмов в почве имеет ее хи­мический состав. Иногда даже на сравнительно небольших площадях резко меняется химический состав почвы, чем и объясняется непостоянство обнаружения почвен­ных микроорганизмов в пробах почвы. По этой причине нельзя ограничиваться взятием лишь единичных проб почвы для исследования, особенно при подозрении на ее обсеменение особо опасными микроорганизмами.

В воде различных источников нередко обнаруживают возбудителей салмонеллезов, туляремии, лептоспироза и др. Особенно значительно бывают обсеменены микроорганизмами проточные водоемы в пределах населенно­го пункта, но больше всего сразу же после выхода за пределы городов. 6 загрязнении вод немаловажное зна­чение имеют промышленные предприятия, спускающие отбросы производства непосредственно в водоемы.

В стоячих водоемах срок жизни патогенных микроор­ганизмов более продолжителен, чем в проточных, где от­мирание этих микробов происходит быстрее благодаря интенсивному процессу самоочищения рек.

Возбудители многих болезней, особенно респиратор­ных, быстро распространяются черв» воздух, преимуще­ственно конвекционными токами его, что представляет большую опасность для животных, находящихся в поме­щении. В птичнике, например, достаточно одного цып­ленка, заболевшего ляринготрахеитом, чтобы болезнь быстро распространилась среди всего поголовья птиц. Вирус инфекционного ляринготрахеита птица выделяет в воздух не только при клиническом проявлении болезни, но и при бессимптомном ее течении и во время инку­бационного периода. Это же происходит при многих дру­гих вирусных болезнях, возбудитель которых выделяет­ся респираторно.

Аэрогенный путь распространения болезней особенно существенное значение приобретает при больший кон­центрации животных. При стойловом содержании живот­ных бактериальная обсемененность воздуха в помещении резко возрастает. Так, если на 1-2-й день после введе­ния животных в свинарник-маточник в 1 м3 воздуха об­наруживается 350 тыс. микроорганизмов, то на 24-26-й день - 800 тыс.

Обсеменение патогенными возбудителями болезней территории небольшого скотного двора представляло опасность лишь для сравнительно немногих животных, а санация такого хозяйства не вызывала больших за­труднений. С переводом же животноводства на промыш­ленную основу при несоблюдении ветеринарно-санитарных правил создается угроза обсеменения обширных площадей патогенной и условно-патогенной микрофло­рой. В этом смысле особенно опасны животные микробоносители, которые могут быть завезены из неблагопо­лучных хозяйств-поставщиков в откормочные совхозы, где сосредоточены десятки тысяч животных.

Особенно большую опасность для крупных хозяйств представляет наиболее часто встречающееся скрытое носительство свиньями и птицами сальмонелл и энтеропатогенных штаммов кишечной палочки Е. coli.

Отмечена также широкая циркуляция многих штам­мов салмонелл среди других животных самых различных видов.

Основным резервуаром возбудителя салмонеллеза в природе служат больные животные и микробовыделители. Установлено, что взрослые племенные свиноматки в 30-45% случаев являются носителями энтеропатогенных типов кишечной палочки; среди свиней откормочных групп количество таких животных иногда достигает 90%. А в ряде хозяйств выделителями энтеропатогенных типов кишечной палочки были даже все 100% исследованных животных.

Больные взрослые животные, в том числе и птицы, зачастую становятся источником возбудителей салмонеллезной инфекции для своего потомства, что приводит к вспышкам этого заболевания среди молодняка. У переболевших салмонеллезом телят положительная реакция агглютинации отмечалась через год, а из фекальных масс подсвинков-реконвалесцентов возбудителей салмо­неллеза выделяли на протяжении года после клиниче­ского выздоровления.

В течение всего периода откорма телят на поверхно­стях разных объектов животноводческих помещений на­растает количество стафилококков, гнилостных спорообразующих аэробов, кишечной палочки, клостридиум перфрингенс и др. Так, на поверхности железобетонных кормушек после четырехмесячной их эксплуатации ко­личество стафилококков увеличивалось более чем в 1 млрд. раз, а кишечной палочки - в 1,5 млн. раз. При исследовании той же секции помещения в следующем году уже в самом начале откорма телят на 100 см2 по­верхности внешне чистых железобетонных кормушек со­держалось 2-28 млрд. стафилококков и 150-280 млн. кишечных палочек.

Возбудители салмонеллеза разных видов животных выживают на деревянных полу, стене, кормушке и на оштукатуренной поверхности стены до 110 дней.

Микробоносительство и как следствие обсеменение микробами окружающей среды оказывает существенное влияние на ветеринарно-санитарное состояние хозяйств, благополучие животных и санитарное качество получае­мых продуктов животноводства.

Из указанного выше видно, насколько необходимо осуществлять в животноводческих хозяйствах и других объектах ветеринарно-санитарного обслуживания регу­лярную дезинфекцию как способ уничтожения или обез­вреживания патогенных микроорганизмов.

 

 

Глава II








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 2426;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.